Краснодарская «ОПОРА» предлагает вместо сноса самовольных построек передавать их муниципалитетам для исполнения социальных обязательств
Краснодарское краевое отделение «ОПОРЫ РОССИИ» разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ» с целью изменения правового регулирования в сфере самовольных построек.
Задачей правового регулирования предлагаемых изменений является придание такой мере как снос самовольной постройки статуса исключительной. Данная мера должна применяться к самовольным постройкам только в тех случаях, когда сохранение её невозможно по естественным причинам, а именно если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. В случае отсутствия вышеуказанных признаков, недвижимость, возведённая без разрешения, как совокупность материалов и вложенного труда, представляющая собой недвижимое имущество, должно служить для целей развития общества, обеспечения нуждающихся семей муниципальным жильём, обеспечения функций местного самоуправления, возможностей имущественной поддержки добросовестных субъектов малого и среднего предпринимательства в виде передачи в пользование недвижимого муниципального имущества. Снос, по нашему мнению, представляет собой процесс уничтожения имущества с приведением его в негодность и невозможность его дальнейшей эксплуатации по прямому назначению.
Гораздо более эффективным методом распоряжения самовольной постройкой является его использование по прямому назначению.
Смыслом предлагаемых изменений является предоставление возможности органам местной власти признавать право муниципальной собственности на пригодную самовольную постройку как в случае, если она возведена на муниципальном земельном участке, так и в случае отсутствия заявления в течение 6 месяцев со дня выявления факта самовольной постройки за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Главным препятствием, не позволяющим органам местной власти проявлять волю в реализации своего права на признание права муниципальной собственности на самовольную постройку, возведённую на муниципальном земельном участке является норма Гражданского кодекса РФ о возмещении расходов на постройку лицу, которое её возвело. Как правило, в муниципальных бюджетов на это не предусмотрено средств. Предлагаемые изменения освобождают органы местной власти от этого обязательства. Помимо этого, учитывая, что самовольная постройка может быть возведена на земельном участке, принадлежащем субъекту Российской Федерации и Российской Федерации, аналогичное освобождение от этого обязательства предусмотрено и для уполномоченных органов этих публично-правовых образований с целью предоставления всем публично-правовым образованием одинаковой возможности для признания права собственности на самовольную постройку, поскольку принципы бюджетообразования у них схожие.
С точки зрения соблюдения прав лица, которое возвело самовольную постройку, признание права собственности за публично-правовыми образованиями аналогично сносу самовольной постройки. В случае сноса, осуществляемого за счёт лица, которое возвело постройку, право владения и пользования, а также само существование имущества прекращается без какого либо возмещения, также и в случае признания права собственности за публично-правовыми образованиями, право владения и пользования прекращается без возмещения. Разница лишь в том, что само имущество физически остаётся и продолжается его эффективное использование.
Различные материальные возможности признания права собственности между лицом, не являющимся публично – правовым образованием, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка в случае если это лицо не возвело постройку и публично – правовым образованием объяснимы правоприменительной практикой, в соответствии с которой публично-правовые образования, не имеют бюджетных возможностей подать иск о признании права и самовольные постройки сносятся.
Эффектом от регулирующего воздействия будет сохранение большого количества недвижимого имущества, пригодного для эксплуатации, обеспечение жильём бОльшего количества нуждающихся семей, обладание публично-правовыми образованиями бОльшими возможностями по исполнению своих муниципальных функций. В том числе по передаче нежилых объектов недвижимости субъектам малого и среднего предпринимательства в качестве имущественной поддержки, снижение сроков рассмотрения споров по самовольным постройкам.