«Женское предпринимательство – новые возможности для роста экономики»
19 – 20 января в Москве состоялся общероссийский предпринимательский форум «Малый бизнес – национальная идея?», организованный «ОПОРОЙ РОССИИ». Впервые за 13 лет на площадке «ОПОРЫ РОССИИ» в рамках ежегодного Форума обсуждалась тема женского предпринимательства.
Включение темы женского предпринимательства в повестку вопросов развития малого бизнеса вполне закономерно и отражает актуальность направления.
В настоящее время ситуация в экономике непростая. В таких условиях необходима мобилизация всех сил, и стратегическим ресурсом в решении данной задачи несомненно является развитие малого и среднего бизнеса. При этом особенное внимание необходимо уделять отдельным целевым группам внутри малого и среднего бизнеса - в частности женскому кластеру.
Модератором тематического круглого стола «Женское предпринимательство – новые возможности для роста экономики» выступила Надия Черкасова, председатель Комитета по развитию женского предпринимательства, член Президиума «ОПОРЫ РОССИИ», член правления ВТБ 24(ПАО).
В работе приняли участие представители Центрального банка, министерства экономического развития, Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, Агентства стратегических инициатив, женщины-предприниматели и другие организации, представляющие интересы бизнес-женщин.
Открывая дискуссию, Надия Черкасова подчеркнула, что женское предпринимательство по праву может являться драйвером роста доли малого и микро-бизнеса в валовом продукте страны и мировой опыт это подтверждает. Экономики, уделяющие фокусированное внимание женскому бизнес-кластеру, демонстрируют пропорционально росту доли женского предпринимательства в экономике – рост ВВП, развитие социальной сферы и снижение уровня безработицы.
Для понимания текущего уровня развития женского предпринимательства в России и потенциальных ожиданий, Надия Черкасова презентовала результаты первой волны Индекса предпринимательской активности женщин в России – Women Business Index (WBI), проведенного «ОПОРОЙ РОССИИ» и Компанией MAGRAM Market Research при поддержке благотворительного фонда Amway «В ответе за будущее».
Результаты исследования продемонстрировали, что абсолютное большинство опрошенных (96%) положительно относится к предпринимательской деятельности, в том числе к самозанятости женщин, а 75% видят себя в этом качестве. Не готовы заняться предпринимательской деятельностью только 11% опрошенных.
Основным барьером к началу собственного бизнеса респонденты назвали «нехватку знаний и опыта ведения бизнеса», а также «отсутствие финансовых возможностей и сложности в привлечении инвестиций».
Данные ключевые барьеры и системные инструменты стимулирования развития женского предпринимательства на государственном уровне явились ключевым фокусом внимания при обсуждении в рамках круглого стола, а также при формировании законодательных инициатив по его итогам для пленарной сессии с участием Президента РФ Путина В.В