Состоялись общественные слушания, посвященные вопросам регулирования оборота табачной и никотинсодержащей продукции и роли и места МСП в их реализации
24 мая по инициативе Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по подакцизным товарам и по приглашению Председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Бориса Алёшина состоялись общественные слушания на тему «Вопросы регулирования оборота табачной и никотинсодержащей продукции. Роль и место малого и среднего предпринимательства в их реализации».
24 мая по инициативе Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по подакцизным товарам и по приглашению Председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Бориса Алёшина состоялись общественные слушания на тему «Вопросы регулирования оборота табачной и никотинсодержащей продукции. Роль и место малого и среднего предпринимательства в их реализации».
Участники общественных слушаний обсудили текущую ситуацию в сфере оборота табачной и никотинсодержащей продукции и определили приоритетные направления в регулировании розничной торговли табачной и никотинсодержащей продукцией, необходимые для развития легального малого и среднего бизнеса в этом секторе экономики.
В слушаниях приняли участие Минпромторг России, Минсельхоз России, ФНС России представители общественных палат и «ОПОРЫ РОССИИ» из разных регионов.
Сергей Борисов, Председатель Попечительского совета организации «ОПОРЫ РОССИИ» отметил, что оборот табачной и никотинсодержащей продукции должен осуществляться с учетом значимости этой категории для доходов государственного бюджета, а принятый в 2013 году ФЗ-15 требует тщательного аудита и корректировки его ограничивающих малоформатную торговлю положений.
Александр Калинин, Президент «ОПОРЫ РОССИИ» добавил, что введённая маркировка позволяет полностью проследить путь легальной продукции, однако предпосылки для нелегальной торговли только усилились: «Разница в акцизах на табачную продукцию между Россией и странами ЕАЭС растёт, это главная причина контрабанды. Микробизнес на приграничных территориях просто втягивают в криминальный оборот продукции. Легальный бизнес мог бы вытеснить нелегальных торговцев, если бы сняли искусственные ограничения форматов торговли».
Целесообразность всесторонней оценки установленных ограничений в сфере торговли табачной и никотинсодержащей продукцией и прекращение дискриминации малоформатной розницы подчеркнул Владлен Максимов, Президент Ассоциации малоформатной торговли. Он отметил: «Необходима оценка фактического воздействия Федерального закона № 15 с привлечением Общественной палаты РФ и с учётом мнений экспертного и бизнес сообществ».
Директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов предложил идею о необходимости фундаментальной дискуссии о роли малого бизнеса в продаже подакцизных товаров. «Подакцизные товары должны продаваться в малой рознице» - отметил Никита Кузнецов, добавив, что необходимо переосмысливать в целом парадигму регулированию этой отрасли – отделить меры связанные напрямую с здравоохранением от вопросов торговли и экономики.
Необходимость дальнейшего развития общественного контроля и законодательных мер в сфере противодействия нелегальной торговле табачной и никотинсодержащей продукцией отметил Алексей Чиков, ответственный секретарь Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по подакцизным товарам.
«Сегодня есть действенные и доступные инструменты – мобильные приложения, – как для проверки маркировки и легальности продукции, так и сигнализирования о местах нелегальной торговли. Необходимо скоординировать усилия в регионах, чтобы привлекать внимание глав субъектов федерации к этой проблематике. Скорейшее принятие Госдумой законопроекта, устанавливающего ответственность за продажу товара без цифровой маркировки возможно и отвечает интересам как законопослушной розницы, так и общества в целом», - рассказал Чиков.
По итогам слушаний был согласован дальнейший план действий, включающий обращения ОП РФ по обсужденной проблематике в Государственную думу и Правительство РФ.