Проблемы развития автоматизированных торговых систем в России обсудили в Совете Федерации в рамках «круглого стола» на тему «О мерах по развитию конкуренции в сфере розничной торговли»
1 июня Комиссия «ОПОРЫ РОССИИ» по автоматизированной торговле приняли участие в работе «круглого стола» в Совете Федерации по вопросам развития конкуренции в сфере розничной торговле.
1 июня Комиссия «ОПОРЫ РОССИИ» по автоматизированной торговле приняли участие в работе «круглого стола» в Совете Федерации по вопросам развития конкуренции в сфере розничной торговле.
Мероприятие прошло под председательством Заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Валерия Васильева.
Среди участников выступили: член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Савин, статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов, представители Федеральной антимонопольной службы, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, «ОПОРЫ РОССИИ» и «Деловой России», ведущих союзов и ассоциаций, представляющих интересы как торговых сетей, так и производителей продукции.
«Наша задача – соблюсти баланс в вопросах ценовой политики и качества продукции, доступности торговых объектов для покупателей и развития предпринимательства в субъектах Федерации, в первую очередь в малом и среднем сегменте – это налоговые поступления в региональные бюджеты», – указал Валерий Васильев.
По его словам, председателем Правительства Российской Федерации было подписано Распоряжение с рекомендациями органам исполнительной власти регионов и органам местного самоуправления по стимулированию предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширению возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров.
В распоряжении рекомендовано, в том числе оказывать содействие в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, торговых мест на ярмарках и розничных рынках.
Предложено продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов, содействовать открытию новых торговых объектов всех форм торговли, обеспечить фермерским хозяйствам, а также гражданам, которые ведут личное подсобное хозяйство, занимаются садоводством, огородничеством, возможность реализовывать свою продукцию.
О том, как развивается это направление, подробно говорил в докладе Председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по автоматизированной торговле Леонид Нестеренко. Спикер поднял вопрос о внесении изменений в Федеральный закон №381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Как рассказал Леонид Нестеренко, предприниматели в регионах сталкиваются с тем, что схема размещения нестационарных торговых объектов используется как инструмент давления на бизнес. С предпринимателем заключают договор на срок, за который он не успевает даже вернуть вложенные инвестиции. Во многих регионах разыгрываются места на право размещения нестационарных торговых объектов согласно схеме на определенный срок – в разных регионах эти периоды отличаются – а потом этот срок меняется. Комиссия активно работает над тем, чтобы в федеральном законе были четко определены минимальные сроки и возможность пролонгации договоров, если нет замечаний к предпринимателю.
«Сейчас особенно необходима проработка государственных норм регулирования. Есть серьезное недопонимание между федеральными органами власти и органами местного самоуправления. Предлагаю внести изменения в Федеральный закон №381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», чтобы важные вопросы решались не на местном уровне, по личному усмотрению органов местного усмотрения, а по четким правилам и единым для всех срокам», – сказал Леонид Нестеренко.
Также спикер рассказал о перспективах автоматизированной торговли в России. По данным Комиссии, не смотря на трудный период после пандемии, присутствует тенденция роста этого сегмента рынка. Сейчас у нас в стране около 200 тыс. торговых объектов, с оборотом 60 млрд. рублей в год. Это международный тренд и Россию в будущем тоже ждет рост автоматизированных систем.
В презентации Леонид Нестеренко представил данные о развитии современных форматов торговли. Например, микромаркеты, которые сейчас становятся эффективным инструментом сельхозпроизводителей и фермеров для продажи своей продукции. Стоимость таких объектов снизилась в шесть раз за последние пять лет, они становятся доступнее большему количеству предпринимателей.
С докладом на «круглом столе» выступала Исполнительный директор Новосибирского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» и вице-президент Ассоциации Малоформатной Торговли Наталия Кошелева. По ее словам, решения федеральных и региональных органов власти на местном уровне не только могут не выполняться, но и встречать противодействие. Из предложения Натальи Кошелевой прозвучала идея о необходимости введения четких показателей по приросту и развитию субъектов МСП по видам деятельности (ОКВЭДам) для муниципальных органов власти и личной ответственности чиновников за ухудшение или отсутствие улучшений по таким показателям.
О рисках для МСП говорил Сергей Лисовский, одного из авторов Федерального Закона «О торговле», который регулирует деятельность торговых сетей: если крупные торговые сети занимают лидирующие позиции на рынке – это становится риском для уничтожения местного среднего и малого бизнеса. По его мнению, необходимо держать на контроле торговые наценки и не допускать монополизации рынка розничной торговли. Кроме того, актуальным является вопрос законодательной сегментации рынка для среднего и малого предпринимательства, чтобы у него была возможность развиваться и реализовывать свой товар.
По результатам встречи Валерий Васильев указал, что сегодня есть понимание о необходимости корректирования и даже создания новых законов. Органы власти готовы обсуждать вопросы функционирования отрасли автоматизированной торговли с учетом экспертного мнения предпринимательского сообщества.
Такие эффективные меры поддержки торговли помогут малому и среднему бизнесу не отставать от мировых тенденций, создавать современные рабочие места и развивать направление торговли в целом.
По материалам пресс-службы СФ ФС России