ru

Новости

Председатель Комиссии по импортозамещению Валерий Шагаев об импортозамещении и законодательном статусе отечественного производителя.

Надо оттолкнуться от событий 2014 года, когда был заявлен курс на импортозамещение товаров и услуг иностранного происхождения на отечественные после введения взаимных санкций Россией и странами Запада. Если зададимся вопросом «где замещаем?», то ответом можно считать «на рынках РФ».

А если разобраться детальнее, то:

1. На рынке Госзаказа, размещаемого государственными бюджетами (регулируется Государством через Закон 44-ФЗ);

2. На рынке Госзаказа, размещаемого Госкомпаниями и Госкорпорациями (регулируется Государством Законом 223-ФЗ);

3. На рынке, доступном массовому потребителю в основном через отрасль торговли (регулируется Государством достаточно условно, так как считается, что потребитель должен рублем проголосовать, что брать в магазинах самому).

Как же «отечественному производителю», который должен заместить импорт своим предложением, добраться до этих рынков? На рынках Госзаказа с 2014 года Правительство Российской Федерации совместно с отраслевыми экспертами вырабатывает и принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг. Комиссия по импортозамещению и ряд коллег из отраслевых комитетов и комиссий «ОПОРЫ РОССИИ» активно участвуют в этом процессе. Существует в этом процессе ряд противоречий: например, Правительство РФ защищает интересы «отечественных производителей товаров», но ни в одном российском или международном нормативно-правовом акте нет определения понятия «отечественный производитель товаров», и соответственно нет и критериев отнесения того или иного лица к категории «отечественных производителей товаров». Только по совокупности косвенных признаков можно предполагать, что имеется в виду под категорией «отечественный производитель товаров».

При анализе данного словосочетания можно сделать вывод, что из этой категории только термин «товар» имеет законодательное определение. Так, например, Налоговый кодекс РФ признает товаром любое имущество, предназначенное для реализации, и содержит отсылку на законодательство Таможенного Союза для определения, что такое товар в таможенных правоотношениях. Из различных правовых актов о товаре можно вывести: только товар есть объект гражданских прав, предназначенный для введения в гражданский оборот. Основная составляющая рассматриваемого термина - слово «производитель» (речь идет о «производителе» вещей) - законодательного определения не имеет. Максимально близкий, законодательно определенный общий термин к рассматриваемому понятию - термин «изготовитель» определяется Законом «О защите прав потребителей». При этом данный закон раскрывает содержание понятия «производитель» (он же «изготовитель») описательно, через перечисление основных прав и обязанностей «производителя-изготовителя». То есть «производитель» - это лицо, которое несет определенный объем обязанностей перед потребителями.

Точно такой же описательный подход к раскрытию понятия «производитель» содержится в некоторых законах России. Например, «производитель лекарственных средств - организация, осуществляющая производство лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона» (Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»). Другая формулировка - «Товаропроизводитель - зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством), которые являются производителями и осуществляют продажу товаров собственного производства» (Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ»).

Все прочие законы РФ употребляют понятие «производитель» в качестве понятия, не требующего пояснений.

Некоторые нормы права, например, документ под названием «Приказ Минэкономразвития России N 73, Минпромэнерго России N 81, Минфина России N 58н от 15.04.2005 (ред. от 21.06.2016) "Об утверждении Порядка, определяющего понятие "Промышленная сборка" и устанавливающего применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2005 N 6543)» в качестве требования к производителю устанавливают обязательное наличие производственных мощностей в России и перечень технологических операций, которые производитель обязан выполнить, чтобы пользоваться льготами, установленными в соответствии с законодательством (Постановление Правительства РФ от 29.03.2005 г. N 166; Решение КТС от 27.11.2009 N 130, п. 7.1.1).

Исходя из вышеизложенного, понятие «производитель» не связано со страной происхождения товара, а связано с наличием предприятия в России. В частных случаях, помимо наличия предприятия, чтобы стать производителем, необходимо обеспечить соблюдение специальных норм, установленных специальной нормой права. Из этих частных случаев можно сделать вывод о наличии общей тенденции, подхода Правительства России к определению критериев отечественного производителя: производитель будет отечественным только тогда, когда товар, им производимый, изготавливаемый в России, будет соответствовать критериям российского происхождения товара. Частично такие критерии появились в результате работы «ОПОРЫ РОССИИ» и Правительства РФ по изменению постановления Правительства РФ №729. Но опять же - не для всей промышленности, а для ряда отраслей, по смыслу они связаны с локализацией производства, то есть с «критериями обработки/переработки, достаточной для придания товару его характерных свойств».

И, наконец, хотя значение термина «отечественный» не определено, будет правильным избрать консервативный подход: отечественным будет являться российское общество, лицо, зарегистрированное на территории России и имеющее предприятие в России, заметим тут же собственник такого общества не всегда будет российский резидент.

На основании вышеизложенного, пока иное не установлено специальными нормами права, отечественный производитель товаров - это российское лицо, осуществляющее последнюю существенную обработку товара на Российском предприятии. Здесь нужно дополнить, что Правительство РФ приняло в последнее время ряд правовых актов, целью которых, в основном, - ограничение поставки товаров иностранного производства в следующих отраслях:

1) Машиностроение. Постановление Прав. №656 от 14.07.2014;

2) Станкостроение Постановление Прав. №1224 от 24.12.2013;

3) Медицинские изделия Постановление Прав. №102 от 5.02.2015;

4) Легкая промышленность Постановление Прав. № 791 от 11.08.2014;

5) Отдельным актом стоит Приказ Минэкономразвития №155 от 25 марта 2014 «Об установлении 15% преференции при закупки по ФЗ-44 отечественных товаров» (требует корректировки как неработающий механизм);

6) Также с начала 2017 года для Госкомпаний по 223-ФЗ начало действие Постановление Правительства РФ № 925, которое также дает производителю преференцию.

Кроме того при нашей совместной работе с представителями Госкомпаний мы нередко слышим декларации, что при равном качестве всегда отдается приоритет российскому производителю, но в то же время существует у некоторых заказчиков желание приобретать и товары иностранного происхождения.

Мы считаем и предлагаем такую трактовку Госзаказчикам, где прогрессивным (а вернее единственно возможным) подходом по установлению критериев Отечественного производителя является установление по отраслям уровня локализации с определением по времени установления дополнительных требований к локализации. Показателями должны являться доля используемых материалов иностранного происхождения с ее уменьшением и количество используемых технологических операций и возможная комбинация критериев по отраслям. Также важно предусмотреть сроки перехода на Российское сырье.

Комиссия по импортозамещению «ОПОРЫ РОССИИ» в настоящее время проводит мониторинг применения существующих нормативных актов в целях добиться от Правительства РФ внесения таких изменений в действующие акты, которые яснее определят для предпринимателя возможность долгосрочного планирования и участия в Госзаказе, а также возможности участия в реализации товаров производителей России на рынках других стран. Дорога эта, можно сказать, только началась, практики наработанной очень мало, но дорогу осилит идущий.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»