Председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию зернового комплекса принял участие в Дальневосточном зерновом форуме-2022
С 13 по 15 июля во Владивостоке прошел Дальневосточный зерновой форум-2022, в котором в качестве спикера принял участие Председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию зернового комплекса Сергей Соколов. Такой форум проводился впервые и принял более 200 участников.
С 13 по 15 июля во Владивостоке прошел Дальневосточный зерновой форум-2022, в котором в качестве спикера принял участие Председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию зернового комплекса Сергей Соколов. Такой форум проводился впервые и принял более 200 участников.
Основная дискуссия была посвящена темам поиска партнеров и особенностей работы с зарубежными контрагентами, формирования экспортной инфраструктуры и решения вопросов фитосанитарного контроля. Особое внимание было уделено вопросам нехватки на Дальнем Востоке морских портов и торгового флота, загруженности Дальневосточного железнодорожного узла. Делегатами форума стали АО «РЖД» (как ключевой проводник экспорта через сухопутные переходы), владельцы портовой инфраструктуры, представители органов исполнительной власти и делового сообщества.
В рамках мероприятия Сергей Соколов отметил, что квотирование экспорта зерна происходит по «историческому признаку»: данный механизм препятствует обеспечению непрерывности и бесперебойности поставок зерна из регионов СФО на целевые рынки, способствует сокращению числа активных участников ВЭД. Если в сезоне-2020/21 квота в объеме 152 тыс. тонн была предоставлена 15 компаниям из СФО, то в сезоне-2021/22 — всего 8 компаниям, а ее объем составил 94 тыс. тонн. В среднесрочной перспективе данные обстоятельства ограничат потенциал экспорта зерна из регионов СФО, а действующие организации будут вынуждены «выкупать» квоты на экспорт у компаний ЮФО. Поэтому подход при регулировании экспорта должен быть диверсифицированным, учитывающим объективные географические факторы в деятельности сибирских экспортеров.
Спикер также затронул тему железнодорожных перевозок. По его словам, загруженность Дальневосточного железнодорожного узла приводит к ограничению потенциала экспорта. В текущем сезоне, как и в предыдущем, вагоны с сельскохозяйственными грузами могут простаивать по 1,5–2 месяца в ожидании своей очереди. Основная проблема заключается не в том, что АО «РЖД» не обеспечивает ритмичность перевозок, а в том, что китайские партнеры избирательно принимают данные грузы в зависимости от своих потребностей. В данных условиях АО «РЖД» необходимо включиться в диалог с китайскими партнерами не только в качестве инфраструктурной организации, но и в качестве лоббиста российского сельскохозяйственного экспорта.
Сергей Соколов также затронул тему фитосанитарных требований. Эксперт считает, что у каждой страны свои требования к безопасности и качеству сельскохозяйственной продукции, требующие внимания российских экспортеров. Так, был поднят вопрос повышения уровня взаимодействия с Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области в части сокращения сроков и упрощения процедуры переоформления фитосанитарных сертификатов.
Кроме того, в рамках форума обсуждались предложения «ОПОРЫ РОССИИ» по внесению изменений в Налоговый кодекс в части разрешения не выделять НДС производителям по дальнейшей цепочке продаж, если продажи в течение 90 дней ведут к экспорту. Это позволит высвобождать денежные ресурсы участников ВЭД, а также снижать затраты органов государственной власти на администрирование НДС в случаях, подразумевающих возмещение НДС.
«Выражаем надежду на развитие Дальневосточного зернового форума в качестве платформы для взаимодействия бизнеса и органов исполнительной власти и на то, чтобы при содействии Комиссии "ОПОРЫ РОССИИ" по развитию зернового комплекса было открыто экспортное окно в Юго-Восточную Азию в условиях закрытого окна в Европу», — подчеркнул представитель бизнес-объединения.
Ознакомиться с материалами конференции можно по ссылке.