«ОПОРА РОССИИ» совместно с АО «ДОМ.РФ» и Агентством стратегических инициатив работает над вовлечением объектов культурного наследия в экономический оборот
23 января состоялось первое в 2025 году совместное заседание Комиссии, Федеральной рабочей группы «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию бизнеса, сохраняющего историко-архитектурное наследие, и Ассоциации содействия сохранению памятников культурно-исторического наследия «Клуб инвесторов в историческую недвижимость».
Главной темой мероприятия стало согласование позиции на запрос АО «ДОМ.РФ» по доработке предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования инвестиционно-строительного цикла восстановления и приспособления к современному использованию объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в соответствии с пунктом 15 протокола совещания у заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Максима Орешкина по реализации пилотного проекта по вовлечению объектов культурного наследия в хозяйственный оборот от 22.11.2024 (от 27.11.2024 №А4-22835ом).
Открывая заседание, Председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию бизнеса, сохраняющего историко-архитектурное наследие, Татьяна Львова призвала предпринимателей изучить портал, созданный АО «ДОМ.РФ», наследие.дом.рф и выбрать объект культурного наследия для выкупа, восстановления и приспособления для современного использования. Она отметила, что сегодня у предпринимателей есть возможность воспользоваться программой льготного кредитования проектов по сохранению ОКН, разработанной Минкультуры России и АО «ДОМ.РФ». Размер льготной ставки по кредиту зависит от КС Банка России и по состоянию на 27.01.2025 составляет: 7% годовых по кредитам, выданным на проведение работ по 24 ОКН на территории пилотных регионов; 17% по кредитам, выданным на иные ОКН. Кроме того, предприниматели могут воспользоваться программой льготного кредитования, разработанной Минэкономразвития России, для объектов культурного наследия в туризме. Проекты, связанные с туризмом, могут получить кредиты по ставке около 9%. Минимальные требования теперь снижены: номерной фонд от 15 номеров и площадь от 500 кв.м. Прием заявок стартовал 25 декабря и продлится до 3 марта 2025 года включительно.
Татьяна Львова напомнила участникам заседания, что в поручении Президента России говорится о приведении в порядок именно «не менее» тысячи объектов культурного наследия к 2030 году. По оценке же бизнес-сообщества, инвестиционно-привлекательных ОКН, находящихся в неудовлетворительном состоянии, которые необходимо передать инвесторам для восстановления, примерно 9 тысяч. Т. е. в среднем в каждом регионе инвесторам необходимо передать около 100 ОКН для их сохранения. Потенциальный объем этого рынка - рынка исторической недвижимости - 1,6 трлн. рублей. И данная отрасль нуждается в системном развитии на федеральном и региональном уровнях с участием бизнеса.
С приветственным словом выступила архитектор, соруководитель Общественной инициативы по разработке и внедрению Региональных стандартов по сохранению и приумножению культурно-исторического достояния России, советник Губернатора Астраханской области, советник Губернатора Ульяновской области, член Экспертного совета Минстроя России, преподаватель магистратуры ИГСУ РАНХиГС Евгения Муринец. Она акцентировала внимание на включение в работу Комиссии и Ассоциации «Клуб инвесторов в историческую недвижимость» тематики по территориальному планированию, включающую вопросы по границам исторических поселений, охранным зонам, регламентам и предметам охраны, а также тематики по размещению городской инфографики, в частности, вывесок на объектах культурного наследия.
С приветственным словом выступила руководитель направления подразделения «Государственные программы в жилищной сфере» АО «ДОМ.РФ» Екатерина Добродеева. Она отметила, что с прошлого года АО «ДОМ.РФ» активно включено в работу по вовлечению объектов культурного наследия в экономический оборот. Эта деятельность включает задачи по выявлению не менее 1000 ОКН, которые необходимо привести в порядок к 2030 года, выстраиванию системы сопровождению инвесторов, готовых восстанавливать ОКН, и оптимизации текущего регулирования в целях сокращения сроков и устранения избыточных процедур, с которыми сталкиваются инвесторы, работающие в этой сфере. Платформа наследие.дом.рф будет активно развиваться и интегрироваться с Национальной системой пространственных данных, чтобы максимально создать для инвесторов точку доступа к информации об ОКН, находящихся в неудовлетворительном состоянии, с целью их приобретения и восстановления. Кроме того, она выразила благодарность Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» и Ассоциации «Клуб инвесторов в историческую недвижимость» за возможность обсудить предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования инвестиционно-строительного цикла восстановления и приспособления к современному использованию ОКН, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
В дискуссии также приняла активное участие советник Губернатора Ярославской области по вопросам объектов культурного наследия, руководитель программы дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив Анна Рожкова.
В ходе заседания участниками заседания были поддержаны следующие предложения АО «ДОМ.РФ»:
- определить АО «ДОМ.РФ» агентом субъекта РФ и муниципальных образований в отношении имущества, принадлежащего субъектам РФ и муниципальным образованиям, в том числе ОКН, находящихся в неудовлетворительном состоянии, и земельных участков, на которых они расположены, в целях вовлечения такого имущества в оборот, на основании соглашений с уполномоченными органами;
- освободить инвестора от необходимости переоформления охранного обязательства при приобретении ОКН, возложив на орган охраны обязанность по актуализации сроков, указанных в охранных обязательствах, перед проведением торгов, либо установить обязанность организатора торгов направлять уведомление о результатах торгов в орган охраны (для инициации им переоформления охранного обязательства);
- отменить задание на проведение работ по сохранению ОКН;
- ввести историко-культурное экспертное сопровождение разделов проектной документации на этапе проектирования взамен прохождения историко-культурной экспертизы. Установить принцип «единого окна» для направления проектной документации (с учетом экспертного сопровождения) в орган охраны ОКН и в орган (организацию) по проведению градостроительной экспертизы (в случае если требуется ее проведение), что позволит сократить сроки за счет параллельного проведения процедур разработки проектной документации и ее историко-культурной экспертизы в формате экспертного сопровождения;
- сократить сроки предоставления и утверждения отчетной документации о проведенных работах по сохранению ОКН;
- установить срок и исчерпывающий перечень документов и оснований для отказа в предоставлении процедур, осуществление которых отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления (исключение «серых зон»);
- установить возможность привлечения денежных средств для реконструкции объектов культурного наследия и (или) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием механизмов, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В дополнительной проработке нуждаются следующие вопросы:
- исключение из лицензируемых видов деятельности ремонта памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны;
- определение видов работ по приспособлению ОКН, которые можно исключить из лицензируемых видов деятельности, без изменения особенностей ОКН, составляющих предмет охраны;
- определение критериев ОКН, позволяющих выделить ОКН, в отношении которых не требуется проведение градостроительной экспертизы. Например, сохранить необходимость проведения градостроительной экспертизы только для ОКН свыше 1,5 тыс. кв. м. и этажностью выше 2-х этажей;
- установление возможности раздела земельных участков, расположенных в границах территорий памятников и ансамблей, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации;
- установление Правительством Российской Федерации критериев и порядка воссоздания ОКН, находящихся в неудовлетворительном состоянии, позволяющих создавать на земельном участке, на котором расположен объект культурного наследия, здания, повторяющего его первоначальный облик, с обеспечением сохранности такого ОКН.
Далее слово взяла директор по развитию ВШУ РУДН, к.э.н., член Ассоциации «Клуб инвесторов в историческую недвижимость», член Совета предпринимателей Москвы, член МРО Деловая Россия Мария Ольшанская, которая внесла дополнительные предложения:
1) ввести специальную кадастровую оценку ОКН и земельных участков (территории памятников и/или находящихся в специальных режимах), т. к. на сегодняшний день затраты на содержание ОКН никак не отражаются в кадастровой оценке, что влечет существенное повышение регионального налога на имущество и арендной ставки на земельный участок, в совокупности достигающих до 10% выручки;
2) установить льготную арендную ставку для арендаторов ОКН, вложивших свои средства в работы по сохранению, т. к. в настоящее время сложилась практика, в соответствии с которой инвестор (арендатор) платит 2 раза за использование ОКН: 1) когда инвестирует; 2) когда каждый год правообладатель проводит рыночную оценку объекта (помещения) с учетом проведённых расходов инвестора на восстановление/ сохранение и устанавливает рыночную ставку аренды, в связи с чем, предлагаем:
- снять мораторий на применение ПП РФ от 04.10.2012 №1005 для объектов ОКН. находящихся в федеральной собственности;
- включить механизм зачета проведённых затрат в арендную ставку для ОКН, находящихся в региональной и муниципальной собственности;
- применить мораторий на увеличение/ индексацию арендной платы за ОКН, находящиеся в региональной и муниципальной собственности на период 5 лет после проведения работ по сохранению;
3) включить механизм зачета проведённых затрат в выкупную стоимость для ОКН, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности, выкупаемых (приватизируемых) арендаторами — субъектами малого и среднего предпринимательства по преимущественному праву (по 159-ФЗ).
Также Председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию бизнеса, сохраняющего историко-архитектурное наследие, Татьяна Львова озвучила ряд ключевых направлений реформирования сферы сохранения наследия по состоянию на 2025 год. С целью создания рынка исторической недвижимости в России необходимо формировать экономику исторической недвижимости как отдельную отрасль, принять ФЗ «О развитии экономики исторической недвижимости в РФ»; создать отдельный ОКВЭД по управлению и инвестированию в объекты исторической недвижимости; создать дополнительные меры поддержки для инвесторов в историческую недвижимость, привязав к ОКВЭД.
Ключевым инструментом вовлечения ОКН в экономический оборот на региональном уровне является Стратегическая федеральная общественная инициатива «Разработка и внедрение региональных стандартов сохранения наследия», которой необходимо придать статус государственного проекта.
В завершение мероприятия Татьяна Львова призвала членов «ОПОРЫ РОССИИ» продолжить создавать Комиссии по развитию бизнеса, сохраняющего историко-архитектурное наследие, в разных регионах России, тем самым запуская социальные преобразования, направленные как на привлечение бизнеса к сохранению наследия, так и на изменение подходов государства к этой сфере. Получить необходимую поддержку по всем вопросам, связанным с приобретением объектов исторической недвижимости и их восстановлением, инвесторы могут в Ассоциации «Клуб инвесторов в историческую недвижимость».
Запись мероприятия можно посмотреть по ссылке.