ru

Новости

Члены «ОПОРЫ РОССИИ» обсудили эффективность системы саморегулирования в строительной отрасли

11 марта на площадке «ОПОРЫ РОССИИ» состоялся круглый стол на тему «Анализ эффективности действующей модели системы саморегулирования в строительной отрасли и пути ее совершенствования», организованный Комитетом «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству. Участники мероприятия обсудили подготовку мер по исполнению поручений Президента РФ от 30 декабря 2021 г. № Пр-2549, выработку единой позиции «ОПОРЫ», а также формирование антикризисных мер поддержки сектора МСП.


11 марта на площадке «ОПОРЫ РОССИИ» состоялся круглый стол на тему «Анализ эффективности действующей модели системы саморегулирования в строительной отрасли и пути ее совершенствования», организованный Комитетом «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству. Участники мероприятия обсудили подготовку мер по исполнению поручений Президента РФ от 30 декабря 2021 г. № Пр-2549, выработку единой позиции «ОПОРЫ», а также формирование антикризисных мер поддержки сектора МСП.

В рамках круглого стола, модератором которого выступил Председатель «ОПОРЫ РОССИИ» Комитета по строительству, Председатель Коллегии Арбитражного центра при РСПП по спорам в сфере строительства Марк Геллер, главной темой для обсуждения стала реализация положений законодательства РФ, касающихся деятельности саморегулируемых организаций в области строительства. Спикер подчеркнул важность и актуальность заданной темы, отметив, что «ОПОРА РОССИИ» является глобальной площадкой в системе саморегулирования, так как более 90% всех членов СРО относятся к субъектам МСП. Кроме того, он рассказал о необходимости выработки мер, направленных на повышение ответственности системы саморегулирования за безопасность и качество строительства.

Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин в своем выступлении отметил значимость действующей в строительной отрасли системы саморегулирования, обеспечивающей процесс взаимодействия профессионального сообщества и органов власти, защиту добросовестных участников строительной сферы: «Система состоялась и показала свою эффективность». Также он высказался за необходимость подготовки перспективного пакета мер развития отрасли после выхода из кризисной ситуации, включая перезапуск инвестиционной модели строительства, сокращения административных барьеров для малого бизнеса и расширения стран сотрудничества. Спикер поблагодарил Министерство строительство и ЖКХ за конструктивный и оперативный подход в решении задач отрасли.

Статс-секретарь, заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Светлана Иванова сказала, что бизнес-объединение Минстрой РФ рассматривает как одну из «опорных» организаций в рамках совместной деятельности, определения приоритетов в постановке и выработке самых эффективных задач. Она также рассказала о ходе разработки и основных направлениях мер поддержки строительной отрасли в условиях санкций, включающих, помимо подписанного Президентом России антикризисного пакета (Федеральный закон от 8 марта 2022 года №46-ФЗ), перечень из 100 мероприятий, который внесен Правительством России в Госдуму. Данный перечень включает возможность продления действия градостроительной и проектной документации, выдачи займов из компенсационных фондов СРО, а также ряд мер по сокращению инвестиционного-строительного цикла и снижению административных барьеров.

«Строительство это драйвер развития отечественной экономики. Поэтому в текущих условиях стройка не должна остановиться. Институт саморегулирования состоялся и в кризисных условиях доказывает свою эффективность, отметила спикер. Безусловно, есть направления для совершенствования системы, и Минстрой готов участвовать в этом процессе вместе с национальными объединениями СРО и другими профессиональными объединениями».

Президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) Михаил Посохин отметил, что саморегулирование в изыскательской и проектной отрасли является важным институтом гражданского общества, опорой всего строительного цикла. Он подчеркнул важность законодательного закрепления обязательности рейтингования членов СРО при осуществлении госзакупок. При этом, на его взгляд, необходимо сместить баланс от критерия «цена» к учету критериев «качество», «надежность», «квалификация» на основе рейтингов национальных объединений. Спикер предложил рассмотреть исключение законодательного регулирования сроков полномочий и количественного состава органов управления национальных объединений, передав эти полномочия съезду.

В свою очередь, Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков отметил, что «СРО это не просто допуск к работе, это дополнительные возможности и сервисы для его членов», выработка мер по развитию строительной отрасли. При существующем размере ставки рефинансирования ЦБ России важным является принятие (с учетом предложений НОСТРОЙ) 8 марта 2022 года Федерального закона № 46-ФЗ, в котором мерой по поддержке строительных компаний стало продление введенного в 2021 году механизма выдачи СРО из средств компенсационных фондов своим членам льготных займов до 01.01.2023 г. Для этого идет работа над актуализацией порядка, принятого ранее Правительством России.

Генеральный директор ООО «Институт геотехники и инженерных изысканий в строительстве» Михаил Богданов выступил, с одной стороны, с предложениями перейти к системе государственного лицензирования, организованной и функционирующей без участия представителей государства, с другой стороны, перейти к системе саморегулирования физических лиц (изыскателей, проектировщиков и строителей) как основе доступа на рынок. Также он предложил использовать средства компенсационных фондов, принадлежащих членам саморегулируемых организаций, не для компенсации ущерба третьим лицам от деятельности их членов или за неисполнение ими своих обязательств, а для использования в банковской сфере.

Со своей стороны, сопредседатель Рабочей группы РСПП по саморегулированию в сфере строительства, Вице-президент Российского союза строителей Анвар Шамузафаров подчеркнул, что система саморегулирования юрлиц с учетом введения обязательности независимой оценки квалификации специалистов эффективнее и системы лицензирования, и института саморегулирования физических лиц. Он предложил меры по развитию системы, в том числе устранение дублирования лицензий и членства в СРО на аналогичные виды работ; усиление правовой и материальной ответственности членов СРО за безопасность возводимых объектов; введение в реестр членов СРО ресурса с их обязательствами по заключенным договорам подряда; усиление правовой и имущественной ответственности специалистов (ГАПов и ГИПов) за принимаемые решения с исключением излишних требований по государственной экспертизе и строительному надзору; закрепление за национальными объединениями прав по исключению из национальных реестров специалистов лиц, нарушающих нормы законодательства; создание в системе СРО единого цифрового ресурса по учету всех трудовых ресурсов, занятых в строительной отрасли, и восстановление требований к членству в СРО субподрядных строительных организаций.

Председатель Комитета по строительству Севастопольского республиканского отделения «ОПОРА РОССИИ», член Президиума Ассоциации СРО «Строители Крыма» Антон Кузенский отметил успешное развитие в настоящее время института саморегулирования и динамичную поддержку в актуальном состоянии правоприменительную практику в отношении вопросов, связанных со строительным комплексом России.

О необходимости реформирования действующего института СРО в конкретных направлениях работы в регионах рассказал Председатель Комитета по строительству в Калужском региональном отделении «ОПОРЫ РОССИИ», генеральный директор ООО Специализированный застройщик «Облстрой» Денис Моисеев.

Председатель Комитета по строительству в Краснодарском региональном отделении «ОПОРЫ РОССИИ», учредитель ООО СК «Марко Поло Девелопмент» Максим Ясенецкий наряду с введенной системой выделения средств компенсационных фондов СРО в виде займов их членам представил предложения по снижению нагрузки на компании МСП путем замены банковских гарантий как меры обеспечения договорных обязательств подрядных организаций на гарантии саморегулируемых организаций, а также по снижению административных барьеров в отрасли.

Председатель Комиссии по строительству Санкт-Петербургского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Глеб Лукьянов отметил, что существуют организации, которые работают без допусков СРО, нарушая законодательство и принципы добросовестной конкуренции: «архитекторы», «дизайнеры интерьеров», получившие образование на двухнедельных курсах, «прорабы» и «строители». По мнению спикера, необходимо исключить возможность работы без допусков СРО и в малоэтажном жилищном строительстве. Все строительные, монтажные и проектные работы должны выполнять организации и предприниматели — члены СРО, имеющие работников, состоящих в Национальном реестре специалистов.

Вице-президент НОПРИЗ, профессор МАРХИ Алексей Воронцов рассказал о реализации положений градостроительного законодательства об обязательности независимой оценки квалификации специалистов, занятых в отрасли, как меры по повышению статуса, компетенции и ответственности главных инженеров и архитекторов проектов. Эксперт подчеркнул, что меры по развитию независимой оценки квалификации, охват центрами оценки квалификаций всей территории страны будут способствовать резкому повышению производительности труда, заработной платы и престижа работников отрасли.

Тема сегодняшнего обсуждения показала консолидированную позицию по действующей системе саморегулирования, сказал первый заместитель председателя Законодательного Собрания Свердловской области Аркадий Чернецкий. Он также добавил, что содействие повышению безопасности и качества строительства входит в число приоритетных направлений деятельности национальных объединений СРО строительной сферы.

Успешную практику применения положений законодательства, касающихся деятельности отраслевых саморегулируемых организаций в области строительства на примере развития строительного комплекса атомной отрасли отметил советник генерального директора Госкорпорации «Росатом» Виктор Опекунов.

В пользу развития строительной отрасли в условиях саморегулирования и с предложениями по реализации перспективных направлений выступил Директор Правового Департамента Министерства строительства и ЖКХ РФ Олег Сперанский: «Обозначенные в сегодняшней дискуссии вопросы нужно и возможно решать в ходе совместной работы делового сообщества и министерства». Спикер отметил, что действующая система саморегулирования значительно эффективнее системы лицензирования, которая не смогла бы решить задач по реализации антикризисных мер поддержки отрасли. Но в текущий период система саморегулирования нуждается в совершенствовании, подчеркнул он, поддержав предложения участников, связанные с формированием законодательных новелл.

Итоги круглого стола подвел Марк Геллер. Эксперт отметил, что строительное сообщество не готово к кардинальной смене действующей системы саморегулирования на лицензирование или саморегулирование по принципу ведения физических лиц.

«Саморегулируемые организации выполняют важную функцию во всей работе строительной отрасли, являясь, с одной стороны, площадками выражения консолидированного мнения их членов-участников строительного рынка, защищая их интересы и оказывая им реальную помощь и поддержку, в том числе финансовую. А с другой стороны, выступают гарантами выполнения принятых на себя гражданско-правовых обязательств самими членами СРО перед заказчиками работ», — отметил Геллер, добавив, что система саморегулирования не должна быть в отрыве от текущих задачи и должна подвергаться постоянному совершенствованию и обновлению.

«ОПОРА РОССИИ» продолжит работу по сбору таких предложений участников строительного рынка, консолидировать их и вырабатывать варианты дальнейших решений для уполномоченных органов государственной власти.

В круглом столе также приняли участие Рабочая группа РСПП по саморегулированию в строительстве, представители профессиональных объединений, саморегулируемых организаций и организаций строительной отрасли.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»