Владлен Максимов: "Основных проблем малой и средней торговли в современной России две – постоянный административный прессинг и отсутствие площадей для развития бизнеса"
Основных проблем малой и, в некоторой степени, средней торговли в современной России две – постоянный административный прессинг и отсутствие площадей для развития бизнеса.
Что мы понимаем под отсутствием помещений? Во-первых, их вообще мало. В Москве, например, после сдачи 5-6 млн м2 в новых торговых центрах в последние полтора года метраж торговых площадей составляет 840 м на 1000 жителей. Около десятка российских городов опережают столицу, но ненамного. В Европе же, Северной Америке и цивилизованной Азии этот показатель начинается, как правило, с 2000 м2 на 1000 жителей, но нередко бывает и 2500, и 3000 и даже больше. В менее развитых странах с площадями тоже все неплохо, хотя они и иного, более низкого качества.
Такое положение дел связано во многом с советской застройкой, когда считалось, что одного магазина на квартал достаточно, а в большинство первых этажей проектировалось как жилье. Эта же причина и у следующей проблемы – площадей не просто мало, они очень плохого качества. Более четверти всех магазинов в стране находятся в непредназначенных для этого местах – в том числе, в бывших квартирах.
Отсутствие адекватного предложения по торговым площадям – основная причина дороговизны в нашей стране. Достаточно сравнить цены, например, в сетевых магазинах одежды – в России на одни и те же марки цены в среднем будут в полтора раза выше, при относительно невысоких расходах на зарплату и вполне обычную логистику.
Если условно разделить всю торговлю на крупные, средние и малые форматы, то у всех, разумеется, есть свои проблемы. Но самая уязвимая здесь – торговля малая. Именно она испытывает устойчивое административное давление, в первую очередь – со стороны региональной власти. Например, малой торговле вменяется системный уход от налогов и несовременный внешний вид. Власть федеральная (торговля, как известно, относится к совместному ведению) ее поддерживает, но больше на словах, а нередко и на федеральном уровне рождаются весьма опасные инициативы.
Давление на малую торговлю идет и через ограничения по реализации подакцизных товаров. Так, в рамочной Концепции ВОЗ по ограничению потребления табака, к которой присоединилась и Россия, записано, что количество точек реализации табака должно сокращаться каждый год, но при этом нигде не сказано, что происходить это должно исключительно за счет малого бизнеса. В России никакого документа на этот счет тоже не принималось, но сокращение объектов происходит здесь именно по этому сценарию.
Настоящая война объявлена нестационарным торговым объектам. В десятках регионов прошел или проходит их волнообразный снос. Основная декларируемая причина – неадекватный внешний вид. При этом никаких изменений в законодательство, позволяющих предпринимателю этот внешний вид поменять, без риска в любое время потерять вложенные средства, десятками лет не проводилось.
Еще один яркий пример: законодательный запрет на федеральном уровне на нестационарные рынки, который потом тщательно обходился самими же чиновниками. Если в городе единственный рынок, советской постройки, и ему не посчастливилось быть стационарным – не будет никакого. К счастью, это решение частично исправлено, но лишь частично.
При разговорах об импортозамещении, о развитии малых форм производства мы часто забываем, что все произведенное малыми хозяйствами кто-то должен продавать. Малые производители, за небольшим исключением, не могут работать с сетями, особенно с крупными. Сети, в силу своей специфики, заточены под закупки максимальных объемов продукции по минимальным ценам, при высоких требованиях к стандартизации. Если, условно, «Ашан», вступает в переговоры с производителем тысячи пар варежек – это уже не «Ашан», а что-то другое. Естественный и логичный реализатор продукции малого бизнеса – малые торговые форматы (МТФ)
В ситуации, когда малая торговля испытывает системное давление и сжимается, ее естественным поставщикам – владельцам колбасных цехов, небольших молочных производств, минипекарен и т.п. – некуда идти. Они пытаются попасть на полки сетевого ритейла. Мы видим постоянные попытки фермеров и вообще малых производителей поднять этот вопрос на встречах с мэрами городов, губернаторами, а то и на прямой линии с Президентом России. Власти дают указания, каких-то предпринимателей ставят в «Перекрёстки» и «Магниты», но по сути такие явления остаются потемкинской деревней и ничем иным быть не могут.
Если посмотреть на проблему с другой стороны, то в ситуации исчезновения малых форматов все их поставщики с яростью утопающего пытаются пробиться на полки сетевого ритейла. Последний же не нуждается в таком объеме предложений, даже если абстрагироваться от малых объемов производства. Ритейлеру достаточно пяти сортов, условно, докторской колбасы, а сорок ему не нужно.
Сегодня мы являемся свидетелями административного давления на торговые сети. Да, сети в былые годы, очевидно, злоупотребляли – и не только своей рыночной силой, но и административным ресурсом. После передачи в 2008 г. функции регулирования торговли из Минэка во вновь созданный Минпромторг, в последнем регулированием внутренней торговли занялись прямые выходцы из сетей. Были разработаны документы, согласно которым вся торговля делилась на «современную» и «несовременную», на «цивилизованную» и «нецивилизованную». Под первой подразумевались торговые сети, а под последней – все остальное, причем остальное это, по мысли разработчиков, должно было в обозримом будущем умереть, а функция государства как раз и состояла в том, чтобы эту смерть всячески ускорить.
На самом же деле во всем цивилизованном мире давно утвердилась концепция много- или мультиформатности. Разные торговые форматы (супермаркеты, нишевые магазины, стрит-ритейл, рынки и т.д.) взаимно дополняют друг друга, формирую дополнительный трафик покупателей. В нынешним Минпромторге это понимают, но существуют и иные ведомства и госорганы, вторгающиеся в этот процесс под флагом борьбы с засильем сетей, но вовсе при этом не поддерживающие иные форматы и торговлю в целом. Подобная активность, при ее устойчивом развитии, сократит, вероятно, прибыли торговых сетей, но она никак не направлена на развитие альтернативных форматов торговли.
Там, где разные форматы соседствуют друг с другом и реально конкурируют – там начинает работать действительный, а не административный механизм снижения цен. Но проблема в том, что изменить ситуацию с помещениями под малые магазины в средних и особенно крупных городах быстро невозможно. Идя по улице европейского города, мы видим, как должны выглядеть первые этажи: это сплошной, непрерывающийся ряд магазинов и объектов общепита. В российских городах нормальных помещений под малые форматы – с отдельным и прямым, без ступеней и крыльца, входом, причем со входом непосредственно на улицу, а не во двор, с витриной – очень мало. Строительство крупных торговых центров проблему кардинально не решает – они заполняются вертикально интегрированными транснациональными брендами, а в продуктовом ритейле почти всегда располагается сетевой супермаркет, а вовсе не мелкие операторы.
Помещения на первых этажах появляются лишь по мере жилищного строительства, причем это не всегда дома, выходящие на улицу, да и отнюдь не все первые этажи уходят под торговлю.
Цены в России не станут низкими, пока предприниматель не может открыть в городе магазин. Реальным решением этой проблемы было бы быстрое возведение нестационарных объектов (НТО): киосков, павильонов, торговых галерей. Современных, соответствующих нынешним требованиям к функционалу и внешнему виду. Но этому яростно сопротивляются региональные власти, со своим лобби в федеральных структурах. При этом они ссылаются на неподобающий внешний вид уже существующих объектов (см. выше) и на то, что такого количества НТО в Европе и Северной Америке мы не видим. Но там и нет такой надобности в НТО, так как вполне достаточно существующих стационарных площадей. Круг замыкается.
Два года назад Минпромторг разработал поправки в Закон о торговле, позволяющие изменить статус НТО и, соответственно, подводящие юридическую базу под замену их предпринимателями на современные. Но закон до сих пор не внесен Правительством в Госдуму, а ходит по кругу согласовывающих инстанций.
В тех же поправках Минпромторга разработаны и правила ведения мобильной торговли. Речь идет о работе как на селе, так и, с использованием современных отечественных автомагазинов, в городах. Этим могли бы заниматься сами производители, минуя сети и освобождаясь от сложных финансовых отношений с ними. Казалось бы – все должны активно поддержать эту новеллу. Но нет, с мобильной торговлей в России тоже ничего пока не сдвинулось, она тоже находится в подвешенном состоянии.
Резюмируя, отметим следующее: необходимо обеспечить максимальное расширение всех каналов сбыта для производителей, с наибольшим упором именно на малые форматы торговли: малые магазины, нестационарные торговые объекты и мобильную торговлю, требующие максимального внимания государства. Главным образом необходимо сконцентрировать усилия на снятии многочисленных административных барьеров, которые сдерживают развитие малых торговых форматов.
Нужно развивать сбалансированную торговую среду, представленную всеми форматами торговли, дополняющими друг друга. Внутренняя торговля является одним из важнейших драйверов экономического роста и роста производства. Малая же торговля не только составляет практически половину торговой сферы, но и выполняет важную социальную функцию, обеспечивая самозанятость населения.