Владислав Корочкин: Критерий успешности «гильотинирования» – снижение издержек бизнеса
ПРО ГИЛЬОТИНУ
Правительство запустило масштабную реформу, получившую название «регуляторной гильотины». Она предусматривает пересмотр действующих нормативно-правовых актов. Как «ОПОРА РОССИИ» участвует в ее реализации?
Правительством поставлена задача: пересмотреть 2 млн. избыточных требований, предъявляемых к бизнесу. Чтобы ее выполнить, нужны ресурсы. «ОПОРА РОССИИ» участвует во всех обсуждениях реформы, представители организации входят в профильные рабочие группы. Надо сказать, это очень трудоёмкая работа. В рамках «регуляторной гильотины» готовятся четыре федеральных закона: о государственном и муниципальном контроле, закон об обязательных требованиях, о разрешительной деятельности и лицензировании, поправки в КоАП. Последний, к слову, сейчас крайне недружелюбен к малому и среднему предпринимательству.
Чтобы пересмотреть 2 млн. общих требований нужно понять – какое из них обязательное, а какое нет. В группе по животноводству, растениеводству и земле (недвижимости), куда я вхожу, планируют обсуждать несколько десятков принципиальных требований. Многие из них Россельхознадзор, Минсельхоз несколько лет не хотят отменять. Есть опасение, что будут ликвидированы очевидные и совсем абсурдные требования, а то, что генерирует убытки бизнеса останется. Например, абсурдная норма определенного угла наклона поильника в коровнике, прописанная в приказе по свиноводству, скорее всего, будет устранена. А требование по обеззараживанию даже в тех случаях, когда это не нужно, а также избыточная система выдачи лицензий предприятию на продление фумигации (прим. ред. ликвидации вредителей газообразным ядохимикатом) останутся.
В конце октября правительство определило участников 41 рабочей группы по реализации «регуляторной гильотины». Вы вошли в одну из них. Как проходит обсуждение от каких требований необходимо отказаться?
Работа как таковая с участием бизнеса еще не началась. Заседаниенашей группы намечено на 13 ноября. Сейчас ведомства и федеральные службы готовят перечень актов, которых необходимо подвергнуть ревизии. Пока утвержден временный порядок деятельности группы, ответственный секретарь. Планируется на заседании утвердить список ответственных секретарей, выбрать сопредседателей, утвердить календарь заседаний.
Мы, представители бизнеса из четверки предпринимательских объединений, уже видим, что идут некоторые манипуляции. Например, мы предлагали в сопредседатели рабочей группы выдвинуть единого кандидата от бизнеса. Но пока видим, что посты сопредседателей заняты не нашими кандидатами от бизнеса, а профессиональными юристами. Есть опасения, что в качестве мнений предпринимателей будут собирать комментарии тех, кто аффилирован. В группе есть серьезные возможности для манипулирования.
Работа групп будет вестись до конца 2020 года. Каким вы видите конечный результат?
Результатом работы групп должно стать создание нового контрольно-надзорного регулирования.
Тема отмены мешающих бизнесу требований – очень старая. Это уже третий подход. Предыдущие две реформы тоже начинались с анализа правоприменительных документов. Но правильная реформа начинается не с анализа, а с нуля, когда система регулирования выстраивается заново. А то получается, что администрирование системы контроля и надзора становится более качественным, но сама система далека от идеала. Бизнесу от таких реформ только хуже. Чтобы выстроить реально новое контрольно-надзорное регулирование, нужны ресурсы и политическая воля. Хорошо, что власть ее демонстрирует.
Все видели ту огромнейшую стопку документов времен СССР и РСФСР, которую планируется гильотинировать. Как ведется работа по отмене этих устаревших требований?
Сейчас в недрах Минюста идет пересмотр 20 тыс. советских актов. Каких либо консультаций с кем-либо не ведется.
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев пригрозил чиновникам настоящей гильотиной, если пересмотр обязательных требований к бизнесу будет происходить недобросовестно. Как бизнес будет оценивать эту добросовестность?
Критерий успешности «гильотинирования» – снижение издержек бизнеса. Успешная реформа – не значит отделаться формальными формулировками, что столько-то актов было пересмотрено, столько что отменено, и «мнение бизнеса было учтено». Реформа должна считаться успешной по сумме снижения издержек предприятий. Все остальное – это за уши притянутые вещи.
Какие сложности вы видите при запуске механизма «регуляторной гильотины»?
Правительство с большим энтузиазмом взялось за реформу. Но есть опасения, что нормативные акты будут просто переписаны. Надо понимать, что за каждым требованием скрывается огромное количество встречных интересов. Профильные ведомства, лоббисты отраслей, в общем, очень широк круг заинтересованных лиц, которые хотели бы оставить все как есть и провести реформу формально. Приходится доказывать, что необходимы радикальные перемены. В экспертной группе будет проходить обсуждение, что надо оставлять, а что нет. Уверен, нас ждет очень много разногласий, не просто будет согласовать позиции. Сложность в том, что пока не ясно, кто будет решающим арбитром. Пока механизм принятия решений выглядит достаточно рыхлым.
Реформа должна завершиться к 2022 году. Что предприниматели ждут от «регуляторной гильотины»? Какие цели вы ставите перед собой, как первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ»?
Полностью избавить предпринимателей от ненужных и невыполнимых требований. Их количество не должно превышать двух десятков. Сейчас же к предпринимателям контролеры предъявляют сотни требований. Их всех никто из предпринимателей не в состоянии запомнить.
ПРО БАРЬЕРЫ
Какие барьеры для предпринимателей должны быть ликвидированы в первую очередь?
Несмотря на все усилия государства и общественных объединений бизнеса по улучшению делового климата и созданию благоприятной экономической среды, предприниматели продолжают сталкиваться с множеством проблем. Причем, как показывает практика, из года в год они не сильно меняются. Это как раз те самые взаимоотношения с контрольно-надзорными органами, обилие излишних требований к ведению бизнеса, трудности с участием в торгах, отсутствие «длинных» денег, доступность финансирования, а также земельно-имущественные отношения.
Беседовала Дарья Николаева.