Сергей Фирсиков: "В Новый год с надеждой на новый поворот"
Хочется верить, что в новом 2015-ом непростом году вечно актуальный для малого бизнеса тезис - спасение утопающих – дело рук самих утопающих – будет переформатирован с учетом усиливающейся роли отечественного бизнеса на местах. На мой взгляд, значение малого предпринимательства все эти тучные годы было, мягко говоря, недооценено нашим государством.
Между тем именно малый бизнес в кризисные годы оказывается самым мобильным и самым жизнестойким. И здесь главное – не мешать и по возможности создавать приемлемые условия, помогая не словом, а делом.
Задачу эту в регионах берут на себя профессиональные сообщества, общественные организации и их представители во власти – депутаты, устраняя пробелы и барьеры в правовом поле.
Не секрет, что у нас до 90% нормативно-правовых актов (НПА) продуцирует исполнительная власть, цели которой не всегда согласуются с целями и возможностями тех, кто создает прибавочную стоимость в муниципальных образованиях и в регионе в целом. И, как ни парадоксально, сама себя при этом контролирует. Тому подтверждение – последние законотворческие инициативы, адресованные в том числе предпринимателям: о торговых сборах, новом налоге на недвижимость и т.д. до бесконечности, если открутить назад.
«ОПОРА России» вот уже 12 лет всеми доступными способами противостоит этому накату и сама из года в год предлагает альтернативу. Только в 2013 году ей удалось добиться принятия ряда важнейших для малого и среднего бизнеса федеральных законов.
Мы – Калининградское региональное отделение «ОР» - тоже вносим свою посильную лепту, совершенствуя местное законодательство: уже подготовили поправки в практически «мёртвый» областной закон 2010 года о государственно-частном партнерстве, которые расширяют и конкретизируют сферы применения этого механизма.
В настоящее время более 150 стран используют механизм ГЧП, привлекая частный капитал для реализации, как правило, значимых социальных объектов. Частник строит объект, управляет им и получает прибыль. Собственником же актива может оставаться государство. В Северной Ирландии таким образом реализуется программа строительства более 150 школ, в России – строительство автодороги Москва-Санкт-Петербург. Это взаимовыгодно: финансирование необходимой инфраструктуры за счет средств частного сектора снижает нагрузку на госбюджет. Бизнес, вкладывая свои ресурсы, управленческие навыки и технологии, открывает для себя новые ниши и получает новые резервы роста и защиту государства. Это хорошая альтернатива приватизации, т.к. позволяет сохранять госсобственность, обеспечив при этом ее эффективное управление. Более того, мировая практика свидетельствует, что это лучший механизм в периоды кризиса, т.к. решается проблема дефицита бюджетных средств и внешних займов при сохранении общественных интересов и… конкурентоспособности экономики. Ведь без развития инфраструктуры ни первое, ни второе – невозможны.
На уровне законодательном, и это наша задача, необходимо закрепить главное - предоставление частному инвестору надежных государственных гарантий возврата средств, а также максимальную открытость и прозрачность при проведении конкурсов.
Кроме того, я как депутат заксобрания в начале следующего года, помимо поправок в закон о ГЧП внесу на рассмотрение Облдумы региональный законопроект, с которым мы как субъект РФ запаздываем: "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Калининградской области, проектов муниципальных нормативных правовых актов и порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».
С принятием закона процедура ОРВ будет распространяться на все проекты региональных и муниципальных НПА. А их разработчики теперь будут обязаны представлять проекты НПА в уполномоченный орган, которым, по моему мнению (и это наша принципиальная позиция!), должен стать региональный институт уполномоченного по правам предпринимателей. На его базе и будет проводиться экономическая экспертиза целесообразности и эффективности вводимого регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности. А также обязательные публичные консультации со всеми заинтересованными сторонами.
По сути, принятие этого рамочного закона вкупе с подзаконными актами-регламентами и даст нам, бизнес-сообществу, реальную возможность контролировать те правила ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые нам спускает государство, порой забывая узнать наше мнение по этому поводу.
Кстати говоря, на последнем в этом году общественном совете при бизнес-омбудсмене в Калининградской области уже была обсуждена и одобрена схема оценки проектов нормативно-правовых актов в развитие вышеназванного законопроекта. Работа в этом направлении продолжается.
Ведь всё большое начинается с малого!