Олег Марков: "Доля малого бизнеса в ВВП в размере 55% - достижимая величина"
Доля малого бизнеса в ВВП в размере 55% - достижимая величина, и возможности для увеличения этой доли в России с нынешних 21% вполне реальны, считает директор по реализации и маркетингу «Коммерческие автомобили – Группа ГАЗ» Олег Марков. Он рассказывает о том, как создать необходимые для развития бизнеса условия и какие возможности важно не упустить.
«Группа ГАЗ» – крупнейший производитель коммерческого транспорта в России, лидер автомобилестроительной отрасли страны. Мы выпускаем легкие и среднетоннажных коммерческие автомобили, автобусы, грузовики, силовые агрегаты и автокомпоненты.
Исторически ГАЗ производит коммерческие автомобили для бизнеса. Мы крайне заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса в России, так как именно эти сегменты являются нашей целевой аудиторией, 60% наших клиентов – частные предприниматели. Мы понимаем, что только с развитием данного сектора экономики ГАЗ можем продолжать развиваться сам.
Мы видим реальные перспективы у малого бизнеса в России. Опыт западных стран показывает, что доля малого бизнеса в ВВП в размере 55% - достижимая величина, и возможности для увеличения этой доли в России с нынешних 21% вполне реальны.
Аналогичные показатели для сравнения:
- доля занятых в малом бизнесе в России на данный момент 25% против 60% в странах ЕС,
- количество субъектов малого бизнеса на 1000 человек в России 12 против 40 в странах ЕС,
- количество легких коммерческих автомобилей на 1000 человек в России 16 против 100 в Европе.
Малый и средний бизнес традиционно тесно связан с автомобилями и автомобильными перевозками – как напрямую, так и косвенно.
Помимо стандартных, хорошо известных, популярных и развитых направлений с использованием автомобильного транспорта – грузовые перевозки и грузотакси, пассажирские перевозки - существуют и такие направления, разработка которых может стать настоящей находкой для регионов в плане развития и поддержки предпринимательства. При этом новые направления бизнеса требуют со стороны муниципалитетов, региональных и государственных властей особого внимания и поддержки. Речь, в первую очередь, идет о мобильной торговле, выездном питании и различных сервисных услугах.
Это достаточно новое направление для России, а, значит, существует вакантная рыночная ниша, предоставляющая уникальную возможность быть ближе к клиенту, не требующая больших инвестиций на этапе вхождения в бизнес, имеющая минимальные риски. Этот вид бизнеса интуитивно понятен, достаточно предсказуем, легко поддается расчету, прогнозированию и планированию.
Развитие мобильных видов бизнеса для муниципальных образований может одновременно помочь в решении нескольких задач:
- Первое – это привлечение новых начинающих предпринимателей. В условиях, когда достаточно трудно найти новую, эффективную и вместе с тем понятную идею нового бизнеса, мобильная торговля может стать тем самым реалистичным и перспективным вариантом.
- Второе – повышение конкурентоспособности и дополнительное развитие производителей продуктов питания (снижение зависимости от сетевого ритейла).
- Третье – предоставление жителям региона более качественных услуг (в нужном месте, в нужное время, высокого качества и выгодным ценам)
Кроме того, развитие мобильного бизнеса окажет значительно влияние на развитие отечественной автомобильной промышленности и связанных с ней бизнесов (производители автокомпонентов, производители специальных надстроек, автосервисы и т.д.)
По нашему мнению, для получения положительного результата необходимо решить три основные задачи:
- изменение законодательной базы,
- предоставление начинающим предпринимателям доступных условий финансирования покупки автомобильной техники и другого необходимого оборудования,
- информирование и консультирование потенциальных агентов о возможностях и преимуществах организации мобильного бизнеса.
Сейчас торговля «с колес» не имеет однозначного статуса, отсутствует законодательная база на федеральном уровне для регулирования данного вида деятельности. Основная проблема – транспортные средства относятся к нестационарным торговым объектам (НТО), включающим всю торговлю вне капитальных строений. По этой причине они страдают от излишних требований. В частности, их нужно включать в локальную схему размещения НТО, заключать договор аренды земельного участка, проводить торги. Получается, что мобильная торговля не может функционировать в соответствии со своим названием. На данный момент Минпромторг, озаботившись проблемами ведения мобильного бизнеса в стране, приступил к разработке проекта постановления Правительства о порядке торговли с использованием транспортных средств.
Как я уже говорил, еще одним немаловажным фактором, который будет способствовать развитию данного вида бизнеса, является создание доступных условий финансирования покупки автомобилей и оборудования. В этом процессе должны участвовать как банки и лизинговые компании, так и государственные структуры. Основная потребность начинающего бизнеса заключается, прежде всего, в получении льготных условий по кредиту и лизингу, субсидировании ставок, а также получение дополнительных гарантий.
В принципе мы рассматриваем направление мобильного бизнеса не просто как продажу автомобиля с надстройкой, а как комплексное решение для бизнеса, которое включает в себя:
- описание бизнес идеи,
- бизнес план,
- описание порядка организации бизнеса,
- максимально конкурентоспособное базовое шасси,
- надстройку, изготовленную под индивидуальные требования заказчика,
- выгодные условия покупки,
- эффективную поддержку клиентов на этапе эксплуатации автомобилей,
- программы обновления парка на выгодных условиях.
И наконец, третья задача – это повышение информированности потенциальных предпринимателей о возможностях и преимуществах организации мобильного бизнеса. Информация эта, по нашему мнению, должна быть достаточно подробной и содержать не только организационно-правовые вопросы, но и примеры конкретных вариантов бизнеса, а также сведения обо всех доступных мерах господдержки.
В рамках этой работы мы предлагаем свои возможности, ресурсы и продукты бизнес-сообществам, общественным и государственным организациям по поддержке малого и среднего бизнеса. Вместе мы можем проводить мероприятия для малого и среднего бизнеса, разрабатывать варианты бизнес-планов под нужды клиентов, осуществлять поиск новых партнеров и т.д.
Группа ГАЗ уже сейчас принимает активное участие в мероприятиях "ОПОРЫ РОССИИ", бизнес-инкубаторов, Деловой среды, проектах Сбербанка. Мы сотрудничаем с Министерством промышленности и торговли РФ в вопросе урегулирования деятельности мобильных торговых точек.
Очевидно, что ситуация с малым бизнесом в России будет меняться в лучшую сторону!
И все участники этого процесса должны быть готовы к этим изменениям и к существенному развитию мобильного бизнеса.
Задача муниципальных образований - оказывать содействие в упрощении схемы работы по данному направлению в регионах, информировать и консультировать потенциальных предпринимателей, привлекать льготное финансирование под проекты.
Задача ГАЗа, как производителя техники, – предложить предпринимателям не просто автомобиль, а комплексное решение для бизнеса, предложить выгоду на всех этапах ведения бизнеса.
"ОПОРА РОССИИ":
Встреча с представителями бизнес-сообщества на форуме «Территория бизнеса – территория жизни» во Владивостоке, Ставрополе, Екатеринбурге в августе-октябре 2014.
Сбербанк, Деловая среда:
- Молодежный форум «Селигер-2014». Презентация возможностей ГАЗ для реализации новых проектов Сбербанка «Начни свой бизнес». Проведение конкурса на лучшую бизнес-идею.
- Он-лайн конференция (вебинар) для представителей малого бизнеса в регионах
- Совместная работа по подготовке типовых бизнес-решений по мобильным видам бизнеса.
Бизнес-инкубаторы:
- Участие в Российско-американском форуме по бизнес-инкубаторству, октябрь 2014.
- Начало совместной работы с региональными бизнес-инкубаторами по развитию малого и среднего бизнеса – разработка типовых бизнес-решений.
Министерство промышленности и торговли РФ
Участие в рабочей группе по разработке постановления Правительства о мерах, регулирующих деятельность средств мобильной торговли.