Дина Смекалова: "Использовать свободу, а не ограничивать ее"
Смекалова Дина Петровна с 1996 г. руководит научно-производственной фирмой ЗАО «Блокформ».
Сопредседатель Владимирского областного отделения, член экспертного совета Комитета по промышленности Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ», член Общественной Палаты Владимирской области, член штаба Владимирского регионального отделения общественного движения «Общероссийский народный фронт».
Дина Петровна, вы участвуете в работе целого ряда организаций, движений, наблюдательных, консультативных, экспертных советов при общественных, муниципальных и государственных структурах. Что заставляет руководителя компании заниматься такой деятельностью?
В бизнесе, когда достигаешь определенного уровня, когда дело выстроено, создана надежная команда, отлажен весь технологический алгоритм, появляются необходимость и возможность заняться работой по устранению внешних препятствий – со стороны контролирующих органов, исполнительной, законодательной власти. В какой-то момент ты понимаешь, что если бы их действия были несколько иными (а ты это понимаешь, так как пропустил через себя все бизнес-процессы), то жить стало бы лучше – и не только тебе, но и обществу в целом.
Появляется необходимость донести свою позицию. Наработанный опыт, сформировавшееся видение позволяют тебе консолидировать и выражать общее мнение предпринимательского сообщества. И ты принимаешь на себя эту обязанность, потому что хочешь, чтобы наша власть, чиновники развернулись лицом к предпринимателям, начинаешь участвовать в общественной жизни, стараешься находить площадки для продвижения, отстаивания своей точки зрения, привлекать к решению проблем как можно больше людей, ресурсов. И здесь возможен определенный результат.
Кроме того, предприниматель – это, как правило, человек, априори интересующийся общественной жизнью, понимающий, что чем многовекторней его деятельность, тем большего успеха можно достигнуть. Разумеется, присутствует и имиджевая составляющая работы на общество.
Насколько ощутима отдача от этой работы?
Согласно законам диалектики, количество затраченных усилий рано или поздно переходит в качество, то есть в решение проблемы. Бывает, что прогресс несравним с проделанной работой – настолько он мал. Но иногда результат превосходит все ожидания. Например, мы долго добивались вывода малого бизнеса из-под проверок, предписанных Федеральным законом116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Год назад это произошло, и ведь ничто не предвещало такого подарка. Конечно, случилось это не само собой, а в результате наших совместных усилий.
В советское время общественная работа позволяла быстро подняться по службе. Играет ли она роль социального лифта сегодня? Если да, то благодаря чему?
Безусловно, играет. Если у человека есть соответствующие амбиции, общественная деятельность – прямой путь в политику и на государственную службу. А поскольку в предпринимательство зачастую приходят люди умные, гибкие и понимающие, с необыкновенной трудоспособностью, то и карьерный рост у них бывает очень значительным. Таких примеров в нашей организации («ОПОРА РОССИИ») – масса.
Право прямой законодательной инициативы и законотворчества в нашей стране делегировано весьма ограниченному числу субъектов. Общественные организации в их число не входят. Насколько удается участвовать в разработке и изменении законов?
Внести свои поправки в тот или иной законопроект, а тем более в действующий закон – дело чрезвычайно сложное. Но, занимаясь этим системно, мы с коллегами уже представляем, через кого можно пролоббировать проект, через какие структуры его лучше внести.
Отмечу, что многие общественные организации, в том числе «ОПОРА РОССИИ», участвующие в создании Общероссийского народного фронта, активно используют эту площадку. Как минимум раз в год у нас есть возможность донести свою позицию непосредственно до Президента Российской Федерации. При серьезной проработке вопроса шансы выйти на законодательную инициативу в этом случае очень велики.
Участие в рабочих группах при законодательных собраниях в регионах, а на федеральном уровне – в советах при депутатском корпусе также открывает возможности для внесения предложений. Совместная работа помогает достичь взаимопонимания с депутатами и в дальнейшем продвигать через них свою позицию.
Более того – у нас, например, во Владимирской области в составе Законодательного Собрания есть члены общественной организации «ОПОРА РОССИИ», избиравшиеся от политических партий и по одномандатным округам. Наше взаимодействие носит системный характер по всем важным для малого и среднего бизнеса направлениям.
Как представители «ОПОРЫ» стараемся войти в рабочие группы при комитетах Законодательного собрания региона, разрабатывающие законы, которые интересуют бизнес.
Принимая участие в деятельности этих рабочих групп, мы предоставляем качественную аналитику, привлекаем экспертов, и так как выражаем консолидированную позицию малого и среднего бизнеса региона, владимирским депутатам позиция «ОПОРЫ» важна.
О политике говорят, что это искусство возможного. Не всегда все получается, но механизмы участия в законотворчестве у нас наработаны.
А продуманы ли такие механизмы со стороны государства?
К сожалению, действующих механизмов государством не предложено. Выстраивание системы общественного контроля все еще находится в стадии разговоров.
Получается, что во Владимирской области членами «ОПОРЫ» выстроена действенная система легитимного лоббирования интересов малого и среднего бизнеса?
Подобные системы работают и в других регионах. Конечно, нам хотелось бы большей эффективности, большей лояльности к бизнесу со стороны законодателей. Но, как говорится в правилах автомобилиста, нужно ехать со скоростью потока. А скорость потока у нас регулируется за пределами региона. Однако мы добиваемся максимум из того, что можем. А на федеральном уровне то же самое пытаются делать руководители общероссийской «ОПОРЫ». Как я уже говорила, мы пытаемся проникнуть на все площадки, невзирая на то, что нам не везде рады.
А как вы договариваетесь о направлениях деятельности?
Учитываем компетенции членов сообщества по прорабатываемым вопросам, исходя из их сферы деятельности, опыта, наличия ресурсов.
Вряд ли будет достигнута максимальная эффективность, если я, руководитель химического предприятия, буду решать вопросы кадастровой оценки, даже при том, что некоторые знания по этой теме у меня есть.
Мы выбираем для достижения цели людей, которые разбираются в нужной тематике на профессиональном уровне или имеют в своем окружении специалистов, готовых подключиться к этой работе.
В июне этого года законодательным собранием вашего региона был принят «Закон о промышленной политике во Владимирской области». Учитывалось ли при его написании мнение предпринимательского сообщества? Вас как руководителя производственного предприятия этот документ устраивает, что можете сказать о федеральном законе?
Закон о промышленной политике я оцениваю весьма удовлетворительно – лучше что-то, чем ничего. Однако считаю, что он выхолощенный, чересчур общий. Мы очень много пытались привнести в него. Но тут произошло то, что, к сожалению, иногда случается с нашими инициативами: тщательно проработанные и вроде бы благосклонно принятые – даже на федеральном уровне – поправки просто-напросто исчезают из итогового документа.
А чем в таких случаях руководствуются чиновники и законодатели?
Я думаю: то, что мы вносим – это неудобно, это, как правило, новый взгляд. Он усложняет жизнь, создает риски для людей, принимающих закон. Тогда они поступают просто – голосуют за редакцию, не «испорченную» нашими поправками.
Но когда-нибудь мы все равно к этому придем?
Безусловно. Если сравнить то, что мы имеем сейчас, с тем, что было в начале 1990-х, когда я начинала заниматься бизнесом, то это «небо и земля». Сегодня у нас грамотные чиновники, и они не считают предпринимательство чем-то нечестным (во всяком случае вслух). В сознании людей многое поменялось. Я так скажу: начав меняться в структуре отношений, многое поменялось и в менталитете.
Как вы оцениваете роль экспертных и консультативных советов в принятии разумных решений на муниципальном и государственном уровнях? Прислушивается ли власть к их мнению? Насколько через работу в консультационных и общественных советах удается отстаивать интересы малого и среднего бизнеса в вашем регионе?
По моему опыту, роль совета, его возможности, результативность работы на 99,9 % зависят от лица, возглавляющего орган, при котором он создан. Если, например, в Ростехнадзоре есть руководитель, готовый учесть мнение общественности и сделать это не с позиции вельможи, к которому пришли с челобитной, то и деятельность совета при этом ведомстве плодотворна.
Еще один положительный пример – консультативный совет при губернаторе Владимирской области. Мы собираемся каждые полтора–два месяца и прорабатываем вопросы, которые вносят в повестку заседания члены совета. И в данном случае имеется реальная возможность получить решение, которого ты добиваешься, поскольку работа ведется системно.
Однако многие консультативные и общественные советы созданы только потому, что на это есть указание свыше. Здесь мы видим только изображение деятельности, пустую трату времени. Я считаю, что если руководитель госструктуры против совета, то ему лучше поискать другую форму диалога с общественностью. Но на сегодня есть указание создать при контролирующих органах общественные советы. Из них работают максимум 30 %. Остальные существуют лишь на бумаге. Говорить о результативности их деятельности нет смысла.
Являясь членом экспертного совета при Комитете по промышленности Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ», как вы планируете участвовать в его деятельности?
Мне хочется, чтобы этот совет стал коллективом профессионалов, разбирающихся в вопросах законодательства, работы контролирующих органов, развития той или иной отрасли, в создании и управлении проектами. Это должно быть сообщество опытных, компетентных людей. И сейчас я вижу первоочередную задачу в том, чтобы создать внутренние документы, сформулировать, что такое экспертный совет, кто может быть его членом, в чем состоят права и обязанности экспертов. Сначала надо сделать абрис структуры, упорядочить внутренние отношения, определить цели совета – не каждого его члена в отдельности, а общие. И они должны быть внятными, понятными, близкими для нас всех (я имею в виду экспертов). То есть нам, участникам процесса, нужно сблизить свои позиции. Сегодня мы находимся в стадии обсуждения, мозговой атаки, делаем попытки создать алгоритм наших отношений.
В чем, на ваш взгляд, заключаются задачи Комитета по промышленности и какие существуют возможности для из решения?
Прежде всего, как я уже сказала, необходимо создать при комитете сообщество компетентных людей, экспертов с хорошей репутацией, мнение которых будет значимым для государственных чиновников и депутатов. Лица, принимающие решения, должны иметь возможность воспользоваться нашей позицией по тому или иному вопросу, касающемуся промышленной политики в государстве, производства в рамках малого и среднего предпринимательства.
Вопрос к действующему предпринимателю. Расскажите о государственной поддержке малого и среднего бизнеса. Получается ли ею воспользоваться?
Получается. Наше предприятие на деньги, выделяемые Минэкономразвития, выполнило проект по водоподготовке. (Дело в том, что у нас в производстве задействованы серьезные объемы артезианской воды, и теперь мы можем использовать этот ресурс в замкнутом цикле.) Такая возможность появилась, когда у нас в регионе начали создаваться инжиниринговые центры. Через них и оказывалась поддержка. Я знаю, что за последний год ею воспользовались многие научно-производственные предприятия Владимирской области: кто-то заказал экспертизу зданий, кто-то – исследование рынка, и так далее. Малому и среднему бизнесу сложно извлечь на эти цели деньги из своего оборота – не так много мы их зарабатываем. И помощь государства здесь очень кстати.
Есть и другие формы господдержки – гранты, лизинг, поручительство перед банками, субсидирование ставки начинающим предпринимателям и т.д. Хотя, если честно, иногда хочется сказать: «Не помогайте бизнесу, вообще не помогайте!». Я знаю немало случаев, когда лиц, воспользовавшихся господдержкой, просто-напросто замучили проверками за каждую копейку. Объяснения, отчеты, доказательства потребовали усилий, несравнимых с полученными средствами. Получается, что иногда помощь на грошик, а спрос – на три рубля.
Каких перемен вам больше всего хотелось бы в плане создания благоприятного делового климата?
Очень хочется в сегодняшнем негармонизированном законодательстве, многочисленных инструкциях, положениях, которые не состыковываются между собой, противоречат друг другу, найти ключевые моменты, развернуть их другими плоскостями и получить простое и ясное решение в том или ином аспекте деятельности инновационныхпроизводственных малых и средних предприятий. Хочется выявить болевые точки и получить в них такие решения, которые бы серьезно ослабили напряжение, дали бы толчок к развитию. Мы же в общем-то топчемся на месте.
У нас только разговоров много о том, как важен малый и средний бизнес. А ведь в плане производства именно он может стать генератором новых идей, стартапом, поскольку предусматривает создание продукта с относительно небольшими затратами. Сегодня такой момент, когда нужны инновации. Нужно искать другие источники энергии, нужно «вписывать» технологии в природу. Если мы будем и дальше бездумно наращивать техногенное давление на нее, все может закончится плохо. То есть нужен совсем другой подход, нужны совсем другие решения.
У малого и среднего бизнеса в этом плане гораздо больше возможностей, потому что в нем меньше издержек, потому что он гибче, активнее, мобильнее. Тогда как каждое крупное предприятие вынуждено жить по строгим регламентам во всех сферах своей жизнедеятельности – от технологии до кадрового делопроизводства, не допуская и шага в сторону. Малые и средние компании обладают большими степенями свободы. И эту свободу нужно не ограничивать, а использовать во благо общества.