Артем Констандян: "Индекс PSBI - барометр бизнес-ожиданий малого и среднего предпринимательства"
Форум "Малый Бизнес: перезагрузка" стал первой публичной площадкой, на которой Промсвязьбанк и «Опора России» презентовали масштабный проект по измерению бизнес-настроений малого и среднего предпринимательства в России. Об Индексе PSBI (PSB Small Business Index) и результатах исследования по итогам 3 квартала 2014 года мы поговорили с Артемом Констандяном, председателем правления Промсвязьбанка.
Почему Промсвязьбанк решил запустить исследование бизнес-настроений малого и среднего бизнеса именно сейчас? Чем руководствовался банк при запуске Индекса PSBI?
Работа с малым и средним бизнесом – одно из ключевых направлений деятельности Промсвязьбанка. Мы предоставляем широкий выбор продуктов и услуг для малого бизнеса. Но здесь важно понимать, что сотрудничество банка с МСБ не ограничивается только кредитованием. Мы стараемся не только удовлетворить все финансовые потребности данного сектора, но создать целую экосистему для предпринимателей. Многолетнее сотрудничество с «Опорой России» нам в этом помогает. Успев накопить серьезные компетенции в работе с малыми и средними предприятиями, мы знаем, что этот сегмент наиболее чутко реагирует на изменения в экономической ситуации. Рынку нужен индикатор бизнес-настроений таких компаний, поэтому мы решили инициировать подобное исследование. Совместно с «Опорой России» мы поставили перед собой цель предоставить экспертному сообществу, самим предпринимателям, госорганам и институтам поддержки актуальную и достоверную информацию о самочувствии важнейшего сектора нашей экономики.
Интересно узнать о самом проекте. Что собой представляет Индекс PSBI и каковы его основные компоненты?
Запуская исследование, мы ориентировались на мировой опыт. В частности, основой индекса стал показатель PMI для крупного бизнеса, адаптированный под сегмент МСБ. Полученные результаты отражают мнение российских предпринимателей в целом, а также в разрезе отраслей, размера бизнеса и отдельных регионов исследования. В показателе восемь ключевых компонентов, в их числе продажи и прибыль, готовность к инвестициям, доступность финансирования и другие. Определить вес каждого компонента в общем показателе нам помог экспертный опрос самих же предпринимателей. Значение индекса PSBI выше 50 пунктов интерпретируется как рост деловой активности; ниже 50 пунктов – снижение деловой активности. Во время подготовки исследования по итогам 3 квартала мы опросили около 2000 предпринимателей по всей стране. Индекс деловой активности малого и среднего бизнеса составил 49,7, что отражает снижение деловой активности в секторе.
Есть ли какие-то различия внутри сегментов – микро, малый и средний?
49,7 – это так называемый композитный показатель. Внутри каждого сегмента ситуация различна. Как правило, чем меньше размер предприятия, тем хуже его настроение и ожидания. Малые предприниматели наиболее быстро и чутко реагируют на изменение экономической ситуации, их настроения выражают то, что будут чувствовать предприниматели из более высоких сегментов. Итоги нашего замера это подтверждают, самые пессимистичные настроения демонстрируют микропредприятия, их показатель находится на уровне 49,4, в то время как у среднего – 50,9. Показатель сегмента «малый» находится примерно посередине.
Какие результаты исследования показались Вам наиболее интересными?
Первые результаты исследования мы сравнили с другими различными рейтингами и показателями рынка. В итоге увидели корреляцию нашего индекса с показателем PMI для крупных компаний. А наш рейтинг бизнес-ожиданий в регионах корреллирует с уровнем инвестиционной привлекательности этих регионов согласно замерам Агентства стратегических инициатив в 9 случаев из 10.
Если говорить о частностях, то первый замер, например, показал, что компании МСБ негативно оценивают условия для ведения бизнеса в России и не ожидают особых улучшений ситуации в этом году. Но при этом ухудшение условий для ведения бизнеса не ассоциируется с санкциями против России.
Интересным оказался инфляционный фактор, который внес положительный вклад в значение индекса. Так, на фоне высокого бизнес-сезона и роста издержек большинство предпринимателей надеются улучшить показатели продаж и прибыли к концу этого года.
Совпало ли мнение предпринимателей по уровню доступности финансирования и их готовности делать инвестиции с видением самого банка?
По этим показателям мы получили достаточно предсказуемые результаты: доступность финансирования и готовность инвестировать в свой бизнес, по словам самих же бизнесменов, падает. Это подтверждает и наше ежедневное взаимодействие с клиентами сегмента МСБ. Тема стоимости финансирования и ее снижения по-прежнему актуальна. На наш взгляд, позитивной мерой в этом направлении будет введение механизма целевого рефинансирования под залог сформированного кредитного портфеля МСБ, дальнейшее развитие Агентства кредитных гарантий и предоставление банкам ликвидности в рамках доступных инструментов ЦБ.