Артем Констандян: "Доля малого и среднего предпринимательства в структуре российского экспорта ничтожно мала"
Исследования, проведенные "Промсвязьбанком", показывают, что на развитие экспортного потенциала мсб влияют не столько недоступность финансирования, сколько внутренние издержки экспортера. О том, что мешает развитию экспорта в России и как преодолеть негативный тренд, мы пообщались с Артемом Констандяном, председателем правления Промсвязьбанка.
Все мы прекрасно знаем структуру экспорта Российской Федерации. В некоторых кругах принято даже критиковать нефтегазовый экспорт. Я этого делать не собираюсь. Стабильность российского бюджета, которая во многом зависит от нефтегазовых доходов, - это залог успеха и экономики, и малого и среднего предпринимательства.
Но, конечно, в приоритете должен быть несырьевой экспорт. Пока он развивается в нашей стране, прямо скажем, печально. Его динамика и динамика по экспорту услуг в целом негативна и играет все меньшую роль в структуре экспорта российской экономики.
При этом, когда мы говорим про несырьевой экспорт, в него входят и продукция химической промышленности, и машины, и оборудование. То есть, это не малый и средний бизнес (МСБ), а по преимуществу крупный бизнес или средний бизнес, который стремится к крупному.
Таким образом, приходится констатировать, что российский экспорт в целом слабо диверсифицирован, а доля малого и среднего предпринимательства в его структуре ничтожно мала. Тенденции здесь негативные, и надо их стремиться переламывать.
Согласно статистике агентства «Эксар», в 2013 г. доля МСБ в экспорте в Италии составляла 27%, в Германии - 19%, в России - 0,5%. Цифры говорят сами за себя. И если стремиться довести объемы этого экспорта хотя бы до 10% (т. е. увеличить в 20 раз), цель представляется более чем амбициозной. Сможем ли мы ее достичь и когда - большой вопрос.
Разумеется, государство делает определенные шаги в этом направлении. В различных регионах созданы и действуют центры экспортной поддержки. В этом году мы вместе с «Эксаром» запустили страховую программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Есть дорожная карта Агентства стратегических инициатив, поддержка доступа на рынки зарубежных стран. Но пока все эти меры приводят к цифре, названной выше.
Хочу поделиться интересными, на мой взгляд, выводами, которые мы сделали по результатам обследования нашей довольно обширной клиентской базы (более 100 000) в области МСБ. Мы ставили целью выяснить, каковы основные проблемы и что сдерживает экспортный потенциал МСБ.
На различных круглых столах, проводившихся под эгидой «Опоры России», когда речь заходила о поддержке предпринимательства, в качестве основной проблемы всегда выступала доступность кредитных ресурсов и их стоимость. Подобных результатов ожидали и мы.
Однако выяснилось, что доступность финансирования - отнюдь не основная проблема. Главным препятствием являются внутренние издержки, которые предприниматель несет, в случае если он решит экспортировать свою продукцию.
Предприниматель хорош тем, что он очень мобилен и быстро реагирует на ситуацию: он пробует одно направление, один продукт... Не получается - пробует другой... В случае же с внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) и особенно экспортом, чтобы попробовать, нужно потратить много денег: юристы, переводы, знание ВЭД. Поэтому требуется как минимум несколько человек на постоянной основе, но существующие у нас услуги аутсорсинга работают в основном для крупного бизнеса. Безусловно, присутствуют и банальное незнание, и боязнь работы на зарубежных рынках. Пугают и административно-информационные проблемы, такие как получение лицензии, возможность и быстрота возврата НДС. Именно эти причины предприниматели указывали в качестве сдерживающих факторов.
А когда мы говорим про финансовые причины, то речь идет не о доступности финансирования и не о стоимости этих ресурсов. Дело в следующем.
ВЭД и тем более экспорт - сугубо белая зона. С лихих 90-х государство сильно продвинулось в этом направлении. Здесь возможностей что-то «соптимизировать», возможностей что-то не показать очень мало. Для многих предпринимателей это является существенным экономическим фактором. При сравнении возможностей, показав все, что-то потерять с явными издержками и с той потенциальной прибылью, которую бизнесмен получит, «обелившись» и начав ВЭД, выбор часто оказывается не в пользу развития экспорта.
Что же нужно сделать, для того чтобы поддерживать экспорт МСБ в России?
Мы разделили меры поддержки на пять категорий.
Во-первых, это снижение административной нагрузки. Сюда входят отмена валютного контроля, упрощение таможенных правил и заявительный порядок для возврата НДС для малого бизнеса.
Второе - следует увеличить усилия по информационно-консультативной поддержке, потому что именно отсутствие информации приводит к рискам. Это и создание центров экспортной поддержки, и создание единого информационного портала, и консультации для предприятий-экспортеров.
Третий вопрос - снижение фискальной нагрузки. Речь идет о возмещении акцизов и о тарифных льготах.
В-четвертых, предлагается снизить налог на прибыль, предоставлять льготы по НДС и налоговые каникулы.
И последнее - речь идет о финансовом стимулировании. Это экспортные субсидии, целевое фондирование, возмещение процентной ставки, экспортное страхование и государственные гарантии.
Наконец, безусловно, большая роль принадлежит банкам, являющимся аккумуляторами статистической информации по МСБ и проводниками финансовых ресурсов. Это тем более актуально, поскольку на банки по закону возложены функция валютного контролера и организация помощи в стимулировании экспорта. Кроме того, ведущие российские банки, с одной стороны, работают с МСБ, с другой - активно вовлечены в ВЭД.
Мы в нашем банке это понимаем и будем двигаться в этом направлении.