Опрос показал увеличение доступности кредитов для малого бизнеса
Показатель деловой активности российского малого и среднего бизнеса — индекс RSBI — в марте продолжил снижение второй месяц подряд. Единственная компонента делового климата, выросшая в I квартале, — доступность финансирования.
В марте деловая активность в сегменте малого и среднего бизнеса снизилась до 45 против 49,6 пункта в феврале, следует из расчета индекса RSBI в ежеквартальном исследовании Промсвязьбанка, «ОПОРЫ РОССИИ» и агентства Magram Market Research (есть у РБК). Снижение активности началось после незначительного оживления в январе, когда индекс достиг 51,4 пункта.
Единственная составляющая индекса, которая выросла по итогам первого квартала, — доступность финансирования: в течение всех трех месяцев уровень показателя превышал 50 пунктов, а удовлетворенный спрос малых и средних предприятий на кредиты в среднем на 8 п.п. преобладал над количеством отказов. В январе индекс доступности финансирования составлял 54,1 пункта, в феврале — 53,6, а в марте вырос до 54,3 пункта. В то же время больше половины опрошенных компаний не пыталось в этот период взять кредит.
Наибольший вклад в снижение активности МСБ внесло падение продаж ниже 40 пунктов в среднем и малом бизнесе и ниже 30 пунктов в микробизнесе. «Очевидно, что на этот показатель в первую очередь повлияло резкое падение курса рубля, которое пришлось как раз на начало марта, и уже ставшее очевидным влияние пандемии», — отмечается в исследовании.
Выручка начала падать уже в феврале. Если в январе ее рост отмечали 22% участников опроса, то в феврале лишь 14%; а свыше половины компаний (54%) сообщили о сокращении выручки. Только у 7% участников опроса в марте выросла выручка, у половины (52%) она упала. Рост выручки в ближайшие три месяца прогнозируют 19% опрошенных, 51% ожидают спад.
Ожидаемые увольнения
· Пик сокращений в малом и среднем бизнесе в I квартале пришелся на февраль, когда доля компаний, снижавших численность персонала, выросла до 23%. В марте она, наоборот, упала до 15%, вернувшись почти к январскому уровню (14%).
· Втрое сократилась доля компаний, увеличивших штат: в январе таких было 16%, в феврале — 10%, а в марте лишь 6%.
· Доля компаний, которые планирует нанять новых сотрудников, упала более чем вдвое, с 22% в январе до 9% в марте.
Источник: РБК