ru

Новости

15 Марта 2023

Минэк зафиксировал 13-кратный рост числа компаний МСП в сфере электронной торговли

Минэк фиксирует активный рост числа создаваемых компаний малого и среднего предпринимательства (МСП) в сфере электронной торговли. Количество субъектов МСП, зарегистрировавших свой бизнес в этой сфере, увеличилось с 2019 по 2022 г. в 13 раз, сообщила в интервью «Ведомостям» замминистра экономического развития Татьяна Илюшникова.


За этот период число компаний (в том числе ИП), осуществляющих деятельность по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети интернет», увеличилось с 9105 до 117 844, добавила она. Основными причинами такого роста стали ковидные ограничения и невозможность осуществлять деятельность в офлайн-режиме, указала замминистра.

Развитие этого сектора ставит вопрос о регулировании электронной торговли, но сейчас это осложнено тем, что специфика взаимодействия платформ с бизнесом очень разная, указывает Илюшникова: «У агрегаторов одна модель, у маркетплейсов – другая. Таксисты – самозанятые, у них возникают вопросы социального страхования, ответственности за пассажира. У маркетплейсов – вопросы логистики, хранения, маркетинговых издержек, налогов: это больше похоже на взаимодействие поставщика с сетями, которое описано в законе о торговле. У досок объявлений – в первую очередь вопросы добросовестности». По ее словам, урегулировать эти вопросы одним актом невозможно.

Важно идти к регуляторике «эволюционно», чтобы это не создало проблем ни для платформ, ни для поставщиков, указала Илюшникова. «С одной стороны, нам важно маркетплейсы не потерять – пускай растут, выходят на новые зарубежные рынки. С другой стороны, количество продавцов увеличивается и там тоже очень большой отсев», – отметила она. Ограничение комиссии для маркетплейсов «в теории может быть одним из инструментов, но возникает вопрос, насколько он удачный», указывает Илюшникова. «Если анализировать эволюцию закона о торговле, становится понятно: ограничиваешь комиссию – возникают сопутствующие услуги, ограничиваешь сопутствующие услуги – возникают трудности доступа на полку», – подчеркивает замминистра.

Пока регулирование может ограничиться добровольными договоренностями, считает Илюшникова. В частности, по ее словам, «ОПОРА РОССИИ» ставила вопрос о необходимости создания единого кодекса – специальной системы взаимодействия электронных площадок и поставщиков. «Сейчас возможно добровольное принятие каких-то обязательств – в принципе, в мире есть такая практика. ФАС с деловыми объединениями и с участием других госорганов работают над разработкой такого кодекса», – отметила она.

Почему растет рынок

Рынок онлайн-торговли активно растет с 2020 г. – эту тенденцию ускорила пандемия, потому что увеличилось количество покупок в интернете, поясняет президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин. Кроме того, развитие этого сегмента активно поддерживало государство, банки и сами площадки, добавляет он: например, появились специальные образовательные и финансовые программы у Минэка, Российского экспортного центра, «Сбера», ПСБ и других банков. Еще одна возможная причина взрывного роста новых компаний в секторе – это низкий порог входа, т. е. для старта бизнеса не нужны большие вложения, добавляет Калинин.

Количество маркетплейсов резко увеличилось за последние годы, поэтому растет и количество компаний, работающих с ними, отмечает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. В целом такой рост – это обычное развитие новой отрасли, добавляет он. При этом количество вновь зарегистрированных компаний вовсе не означает, что все они продолжат существовать, указывает Данилов-Данильян: в так называемой посевной стадии из 10 бизнесов может только один состояться, еще один – выйти в ноль, а остальные восемь – ликвидироваться. Обычно после этой стадии начинается процесс концентрации, когда появляется несколько лидеров в узких отраслях, добавляет эксперт.

Сейчас взаимодействие площадок и поставщиков происходит на основе комплаенса – соглашения бизнес-сообщества с маркетплейсами Wildberries и Ozon, заключенного на неделе российского ритейла, указывает Калинин. По его словам, «там много вопросов, которые волнуют поставщиков, – если на них не будет внятного ответа, то рано или поздно это начнет регулировать государство». При подготовке кодекса взаимодействия ключевой остается развилка – будет ли это регулирование со стороны ФАС или саморегулирование со стороны бизнес-сообщества, указывает Калинин.

«Кодекс – даже если он будет иметь ненормативное содержание – все равно очень важный документ, он будет показывать стандарты хорошей работы», – считает Данилов-Данильян. Если компания не соблюдает кодекс, об этом становится известно на рынке и она теряет конкурентные позиции, указывает он. Если кодекс будет взвешенным и ориентированным на лучшие практики, это позитивно повлияет на развитие рынка. В случае с мегаотраслевыми маркетплейсами, которые могут занимать доминирующее положение, регулятор должен отслеживать, чтобы не было злоупотреблений, отмечает Данилов-Данильян. При этом делить такой бизнес – «это как резать по живому», указывает он: сначала нужно обеспечить вменяемый диалог. Особенно это касается маркетплейсов, которые осуществляют экспансию за рубеж, – ограничения в России ослабят их позиции на международном рынке, считает эксперт.

Источник: «Ведомости»

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»