ru

Новости

Бизнес предложил вариант расчета сбора с распространителей интернет-рекламы

Представители бизнеса предложили при расчете оборотного платежа в 3% от доходов распространителей интернет-рекламы учитывать их расходы на выполнение заказа. В противном случае сумма, уплаченная рекламодателем, будет облагаться обязательными отчислениями несколько раз в зависимости от числа участников цепочки при размещении рекламы. Это может привести к росту цен на рекламу и создать предпосылки для подорожания товаров и услуг, говорят эксперты.


«ОПОРА РОССИИ» предложила вариант расчета 3% сбора с доходов распространителей интернет-рекламы. Участники объединения предлагают рассчитывать размер отчислений не от полных сумм, полученных распространителем рекламы от рекламодателя, а от разницы между этими суммами и теми расходами, которые распространители рекламы несут при выполнении контрактов. Такие предложения были сформулированы в ходе круглого стола в «ОПОРЕ РОССИИ» с участием основных отраслевых объединений (Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), Ассоциации коммуникационных агентств России, Ассоциации развития интерактивной рекламы, Ассоциации цифровых платформ) и в конце декабря переданы в правительство.

Поправки к закону «О рекламе», предполагающие обязательные отчисления в размере 3% с доходов от распространения рекламы в интернете, были приняты в декабре 2024 года, норма закона вступила в силу с 1 января. Новый сбор будут взимать со всех организаций, которые занимаются распространением рекламы в интернете (операторы рекламных систем, СМИ, блогеры, посредники между ними и рекламодателями), исключение — федеральные теле- и радиоканалы из первого и второго мультиплексов (набор телевизионных и радиовещательных каналов, передаваемых по одному цифровому каналу). Собранные средства будут направлены на реализацию нацпроекта «Экономика данных».

Практическое применение новых требований вызывает вопросы, говорит Председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по рекламе Дмитрий Стрельников. Речь идет о порядке определения дохода от реализации услуг по распространению рекламы, алгоритме учета информации о таких доходах, о квоте социальной рекламы и порядке ее исчисления, требованиях к программам для учета пользователей. Все эти вопросы важны «как с точки зрения правоприменения, так и с точки зрения ценообразования», подчеркнул он. «По сути, в законе предлагается ввести «налог на налог» — ведь доходы уже находятся в системе налогообложения», — добавляет президент АКИТ Артем Соколов. Необходимы расчеты по формуле «доходы — расходы», то есть четкая дифференциация той части оплаты от рекламодателя, к которой могут применяться обязательные отчисления, подчеркнул он.

В выводах по итогам круглого стола отмечается, что сумма, уплаченная первичным рекламодателем за распространение рекламы, будет облагаться обязательными отчислениями несколько раз подряд в зависимости от количества участников цепочки распространения рекламы (каскадным методом). «Рекламодатель может дать задание, например, рекламному агентству, которое привлечет баингового партнера (занимается закупкой рекламных площадей), который, в свою очередь, имеет договоры с разными рекламными площадками, в том числе блогерами, тематическими сайтами и порталами. В таком случае сбор со всей стоимости услуг по размещению заплатит каждое звено цепочки, которое получит доход, то есть рекламное агентство, баинговый партнер, рекламная площадка. Оплата предполагается не с разницы в цене закупки и продажи, а каждый раз с полной стоимости услуг. Таким образом, с одного рекламного бюджета будут платить агентство (если есть в цепочке), посредники, площадка — держатель инвентаря (СМИ, блогер, платформа и так далее)», — объясняет представитель рекламной группы NMi Group. А также, по сути, платит и рекламодатель, так как все дополнительные платежи в конечном счете увеличат стоимость услуг для него, добавляют в компании. Это приведет к увеличению стоимости распространения рекламы в Сети, что «создаст предпосылки для роста цен на услуги крупнейших рекламодателей в России», отмечается в выводах по результатам круглого стола.

Пока у бизнеса нет представления, что понимается под доходом от распространения рекламы и с какой суммы будет взиматься такой сбор, отмечает представитель NMi Group. Если фискальный сбор действительно будет взиматься с полной стоимости размещения на каждом звене договорных цепочек, это станет сильной нагрузкой для бизнеса, считает он. Впоследствии это, конечно, отразится на стоимости товаров для конечного потребителя, уверены в NMi Group.

Главная проблема изменений в закон заключается в росте инфляционных ожиданий у потребителей, считает зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов. «На кону 18 млрд рублей. Всех задач нацпроекта «Экономика данных» эта сумма точно не решит, но на конечные розничные цены повлияет по всему ассортименту товаров народного потребления, которые люди привычно выбирают и приобретают на просторах цифровой торговли», — пояснил он. Регулятор «не должен пускать на самотек возможную неразбериху с взиманием нового сбора по всей цепочке», кто-то один должен взять на себя функции, аналогичные задачам налогового агента, а с остальных участников это обременение следует снять, уверен Наумов.

Поскольку расчет, видимо, будет делаться на основании данных Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР), в котором невозможно учесть расходы рекламораспространителей, отсюда и сложность, отметил директор юридического департамента «Европейской медиагруппы» Дмитрий Григорьев. Поэтому предложения «ОПОРЫ РОССИИ» абсолютно справедливы и логичны, считает он.

Положения закона еще будут расшифровываться подзаконными актами, отметили в NMi Group. Для подготовки нормативной базы, регулирующей администрирование сбора, необходимо привлечь представителей бизнеса, подчеркивает Стрельников.

Источник: Forbes

Фото: Freepik

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»