Бизнес попросил отменить экспортные пошлины на влажные пиломатериалы
Общероссийская организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» попросила отменить экспортные пошлины на непросушенные пиломатериалы и субсидировать перевозки лесных грузов через все морские порты страны. Эти предложения среди прочих содержатся в письме ее президента Александра Калинина на имя вице-премьера Виктории Абрамченко от 20 апреля.
«ОПОРА РОССИИ» предлагает рассмотреть возможность отмены таможенной пошлины на экспорт пиломатериалов влажностью более 22%. В качестве альтернативного варианта ассоциация предлагает ввести «минимально возможный» уровень пошлины в размере 1% на период три года – это, по мнению авторов письма, является «разумным сроком для адаптации бизнеса к новым условиям», а далее осуществлять поступательное повышение «до заградительного уровня».
Естественная влажность древесины – это показатель, отражающий процент влаги, содержащейся в ней на момент заготовки. В зависимости от породы дерева, региона и сезона естественная влажность пиломатериалов варьируется в диапазоне 30–100% – по ГОСТу такая древесина считается влажной (сырой). К сухой (т. е. обработанной) древесине ГОСТ относит ту, у которой процент влажности 22% и меньше.
Ужесточение экспортных барьеров для влажных пиломатериалов началось с июля 2021 г. Для хвойных пород и дуба ставка пошлины составила 10%, но не менее 13 и 15 евро за 1 куб. м соответственно. Ранее по этим категориям пошлина не взималась. Размер экспортных пошлин на бук и ясень составил 10%, но не менее 50 евро за 1 куб. м. До этого пошлины на эти виды пиломатериалов составляли 10%, но не менее 10 и 12 евро за 1 куб. м соответственно.
Пресс-служба правительства тогда пояснила, что пошлины позволят ограничить вывоз необработанной и грубо обработанной древесины под видом пиломатериалов, сдержать рост цен на нее, а также переориентировать бизнес на производство продукции с высокой добавленной стоимостью.
Затем эти пошлины были продлены на 2022 г., а после – до конца 2025 г. «Решение направлено на продолжение комплекса мер по декриминализации и развитию лесного комплекса», – объясняли в аппарате Абрамченко в декабре 2022 г.
Как пояснил «Ведомостям» Председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по лесному комплексу, первый вице-президент Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» Андрей Гончаров, на пиломатериалы естественной влажности приходится 20–30% всего экспорта пиломатериалов из России.
Он признает, что многие крупные лесопильные компании «давно инвестировали в сушильные мощности, чтобы иметь возможность реализовать продукт на экспорт» и в целом крупный бизнес ориентирован поставлять на внешние рынки именно сухие пиломатериалы. «Вместе с тем предлагаемые меры помогут организациям малого и среднего бизнеса, особенно предприятиям Дальнего Востока, где наблюдается недостаток сушильных мощностей», – поясняет Гончаров.
«Ведомости» направили запрос представителю Абрамченко.
В 2022 г., по данным федерального лесоучетного учреждения «Рослесинфорг», объем экспорта пиломатериалов из России упал на 22% до 23,4 млн куб. м. Как сообщал Росстат, выпуск пиломатериалов в стране в тот же период сократился на 10,3% до 29 млн куб. м.
Кроме того, «ОПОРА РОССИИ» в письме предлагает распространить субсидирование транспортных расходов при экспорте лесной продукции на все пункты отправления, не ограничиваясь территорией Северо-Западного федерального округа. По итогам совещания по вопросам развития лесопромышленного комплекса 10 февраля президент РФ Владимир Путин поручил выделить из федерального бюджета дополнительные средства для компенсации части транспортных расходов при перевозке лесных грузов через северо-западные порты.
Как отмечает Гончаров, «ОПОРА РОССИИ» предлагает распространить меру по субсидированию затрат на любые порты РФ, в том числе порты Владивостока, Новороссийска, Астрахани, Мурманска. «Это позволит снизить затраты лесопереработчиков и повысит их конкурентоспособность на рынках», – считает он.
8 апреля ЕС включил в пятый пакет санкций против России из-за СВО на Украине запрет на поставки древесины, фанеры, древесных плит и пеллет, ограничение начало действовать с 10 июля 2022 г. В результате российским экспортерам пришлось перенаправлять товарные потоки на альтернативные рынки Азии, Африки и Ближнего Востока.
Консультант WhatWood Игорь Новоселов соглашается с оценкой доли влажных пиломатериалов в общем объеме экспорта этой продукции в 20–30%. По его словам, в основном экспорт таких пиломатериалов идет в СНГ и Китай. «Сейчас, когда цены перешли к снижению, каждый процент пошлины на счету, поэтому меры, о которых просит "ОПОРА РОССИИ", безусловно, помогут отрасли», – рассуждает эксперт.
Котировки на российские пиломатериалы, по данным WhatWood, поднялись с $210–220/куб. м на базисе CFR Шанхай (с доставкой в порт) в декабре 2022 г. до $245–265/куб. м в феврале 2023 г. Но с тех пор идет падение, и сейчас цены составляют $220–240/куб. м.
По словам гендиректора маркетплейса лесопромышленной продукции Lesprom Network Алексея Богатырева, мелкие компании, не имеющие своих сушильных установок, стремятся продавать заготовленные пиломатериалы крупным экспортерам в своем регионе, которые уже доводят их до экспортного качества – высушивают и при необходимости производят распил.
В начале 2023 г. стало понятно, что весь объем экспорта российской лесной промышленности, который шел в Европу, просто не поместится на другие экспортные рынки, говорит Богатырев. В результате крупные экспортеры приоритизировали загрузку собственного производства и, скорее всего, сократили закупки непросушенных пиломатериалов у мелких компаний, предполагает он.
Как считает Богатырев, любое послабление в части экспортных пошлин на влажные пиломатериалы поможет небольшим лесозаготовителям сохранить рабочие места. «Послабления сократят их затраты и таким образом помогут им стать более гибкими при переговорах по цене с контрагентами», – поясняет он.
Логичной Богатырев считает и просьбу малого и среднего бизнеса распространить субсидирование перевозок лесных грузов на все морские порты России. «В силу того что выбор экспортных рынков для России теперь ограничен, лесозаготовителям приходится постоянно искать новые возможности, и не всегда можно предугадать, через какой порт будет идти поставка, а это не обязательно будут северо-западные порты», – подчеркивает эксперт.
Источник: «Ведомости»