В «ОПОРЕ РОССИИ» оценили план мероприятий «дорожной карты» трансформации делового климата в сфере интеллектуальной собственности
Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Наталья Золотых рассказала, как бизнес-сообщество оценивает мероприятия «дорожной карты» трансформации делового климата в сфере интеллектуальной собственности и как реализация документа отразится на развитии института интеллектуальной собственности.
Какие перспективы откроет для самозанятых возможность регистрировать товарные знаки и другие льготы, предусмотренные «дорожной картой»?
Наталья Золотых: Действующая редакция Гражданского кодекса РФ устанавливает, что обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Очевидно, что действующая норма, лишает физических лиц, в том числе самозанятых граждан, возможности обладать правами на товарные знаки и соответственно не только использовать их для индивидуализации собственных товаров, оказываемых услуг и выполняемых работ, но и уступать и лицензировать (предоставлять иным лицам разрешение) зарегистрированные на их имя товарные знаки. Опыт подавляющего большинства зарубежных стран, не ограничивающих физических лиц в обладании правами на товарные знаки, убедительно свидетельствует о том, что для них распоряжение исключительными правами на товарные знаки может стать хорошим бизнесом. Хорошо, что такая возможность нашла отражение и в дорожной карте, и я очень надеюсь, что в скором времени, найдет свое отражение в законе.
«Дорожная карта» предлагает значительное количество нововведений, направленных на снижение затрат на правовую охрану интеллектуальной собственности, с одновременным усилением правовых механизмов ее защиты. На это, безусловно, направлено предложение по созданию системы регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров Евразийского экономического союза. Создание такого механизма обеспечит возможность не только получить правовую охрану товарного знака и наименования места происхождения товара на всей таможенной территории ЕАЭС на основании одной заявки, поданной в любое из национальных патентных ведомств, но и значительно сократить финансовые и временные затраты, связанные с обеспечением правовой охраны этих средств индивидуализации.
Нельзя не отметить и предложение по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части исключения уплаты налога на добавленную стоимость при комплексной передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности, предполагающий передачу одновременно с правами на товарные знаки прав на другие объекты интеллектуальной собственности, характерной для договоров коммерческой концессии. Полагаю, что включение этого положения в закон будет стимулировать экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности.
Значимыми для бизнеса могло бы стать установление бессрочных льгот по налогу на прибыль в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные налогоплательщиком по итогам инвентаризации.
Это далеко не полный перечень предложений, направленных на снижение затрат и создание благоприятных режимов для владельцев интеллектуальной собственности, предусмотренных в «дорожной карте».
Отразятся ли мероприятия «дорожной карты» на увеличении числа граждан, которые хотят стать самозанятыми?
Н.З.: Я полагаю, что мероприятия «дорожной карты» являются необходимыми, но отнюдь не единственными предпосылками для стимулирования числа самозанятых граждан. Нужно создавать в России благоприятные условия для их реализации, а также значительно повышать уровень их осведомленности о возможностях, которые открывает интеллектуальная собственность и ее значительном коммерческом потенциале.
Как в целом реализация «дорожной карты» повлияет на развитие института интеллектуальной собственности?
Н.З.: Это очень важный документ, который в случае его успешной реализации, окажет безусловно значительное стимулирующее воздействие на усиление механизмов правовой охраны и введения в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности. Залог этого именно в системном и комплексном подходе к вопросам интеллектуальной собственности, являющейся чрезвычайно важным инструментом экономического развития в современных условиях бурного научно-технологического развития.
Какие дополнительные меры по трансформации делового климата в сфере интеллектуальной собственности можете предложить?
Н.З.: Сегодня вопросы выработки государственной политики в области интеллектуальной собственности, а также ее нормативно-правового регулированияотносятся к компетенции различных федеральных органов исполнительной власти. Из «дорожной карты» видно, что это и Минобрнауки, и Минэкономразвития, и Минкультуры, и Минсельхоз. Я уверена, что существующее сегодня закрепление функций по вопросам интеллектуальной собственности за различными федеральными органами исполнительной власти, в отсутствии национальной политики в области интеллектуальной собственности, тормозит экономическое развитие страны в целом, не позволяет реализовать целый ряд национальных проектов, сдерживает развитие малых инновационных компаний. Поэтому «ОПОРА РОССИИ» считает, что одним из важнейших мероприятий «дорожной карты» должно быть создание единого органа по выработке государственной политики и нормативно-правому регулированию в области интеллектуальной собственности, отвечающего за развитие этого процесса и осуществляющего необходимый контроль.
Напомним, Михаил Мишустин утвердил «дорожную карту» трансформации делового климата в сфере интеллектуальной собственности. Документом предлагается разрешить гражданам, в том числе самозанятым, регистрировать товарные знаки, сформировать правовую базу для выдачи электронных патентов и применения 3D-моделей в патентных заявках и др.