В октябре российский календарь для бизнеса расскажет о маркетинге и рекламе XIX столетия
«ОПОРА-СОЗИДАНИЕ» и Московский музей предпринимателей, меценатов и благотворителей продолжают знакомить современных предпринимателей России с наследием и опытом их предшественников. Октябрьский выпуск календаря посвящен теме «Предприниматели и реклама».
Бренд-бук, фирменный стиль, айдентика – какие знакомые для каждого предпринимателя понятия! Нам кажется, что все это – приметы нового времени, но, оказывается, они активно применялись и российскими купцами. Причем, не только в столице. Так, сарапульский купец 1 гильдии Иван Иванович Бодалев первым в Удмуртии начал целенаправленно использовать рекламу для продвижения своей продукции – муки, вин, круп. С этой целью он привлек к работе профессиональных художников – и создал уникальный фирменный стиль упаковки. Этикетки, коробки – все элементы упаковки были разными по форме, но неизменно яркими и узнаваемыми. Это позволяло продукции получать многочисленные награды на выставках, выделяться среди конкурентов и привлекать внимание покупателей.
Еще один абсолютно современный продукт – вендинговый аппарат. Мы привыкли видеть их в торговых центрах и аэропортах, и совершенно не задумываемся над тем, что уже в XIX веке такие аппараты использовались для рекламы и продвижения продукции! Григорий Николаевич Борман, владелец компании «Жорж Борман», в 1898 году установил в Санкт-Петербурге первый в стране аппарат для продажи шоколада. На коробках продукции он размещал портреты известных писателей с цитатами, выпускал тематические наборы шоколада – «Географический атлас», «Коллекция жуков». А жестяные коробки для печенья с надписями «Мука», «Сахар» хозяйки использовали для хранения бакалеи. Такая коробка работала на имидж бренда долгие годы. Кстати, Борман брендировал и автомобили компании, чем в разы повышал узнаваемость марки.
Настоящими гениями маркетинга были фабриканты кондитерской династии Абрикосовых. Они одними из первых в мире наладили выпуск шоколадных зайцев, Дедов Морозов и пасхальных яиц с сюрпризом, давали в прессе объявления о том, что в одном магазине торгуют исключительно брюнетки, а в другом – только блондинки, а рекламу своей вкусной продукции размещали на железнодорожных расписаниях и театральных афишах. Славился своими маркетинговыми идеями и московский парфюмер Генрих Брокар. К открытию своего фирменного магазина он подготовил специальные наборы фирменной продукции в красивых упаковках и продавал их по сниженной цене – прием, который сегодня используют все косметические бренды мира. А для знакомства покупателей с новым продуктом – одеколоном «Цветочный» - устроил на одной из выставок настоящий парфюмерный фонтан! Любой желающий мог надушить в нем платок или пиджак. Очередь к фонтану была огромной, а продажи продукта побили все рекорды!
Если вам известны необычные примеры дореволюционной рекламы или маркетинга, которые использовались в вашем городе, области или крае – пришлите краткое описание на почту: info@muzeydela.ru.
Материалы будут опубликованы на федеральных информационных ресурсах «ОПОРЫ-СОЗИДАНИЯ» и Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей, а их авторы получат сертификат на музейную экскурсию «Маркетинг дореволюционных предпринимателей».