Сергей Борисов: "Университеты должны построить свою систему, которая научится чувствовать дыхание бизнеса"
Ежегодно мы имеем тысячи выпускников вузов, которые находятся за пределами потребностей рынка. Кто должен сформулировать заказ на новые кадры, и почему работодателям по-прежнему приходится «переучивать» кандидатов, рассказал Росбалту» Председатель Попечительского совета "ОПОРЫ РОССИИ", завкафедрой инновационного предпринимательства МГТУ им. Баумана Сергей Борисов.
— Сергей Ренатович, есть ли у нас сейчас какой-то более или менее понятный заказ со стороны государства, бизнеса: какие специалисты нам нужны, в каком количестве?
— Заказ должен идти от экономики в целом: я не смог бы здесь выделить бизнес или государство. Да, государственные структуры у нас есть, и, наверное, есть определенный заказ. Но если мы находимся в условиях рыночной экономики, где частный бизнес должен превалировать, чего, к сожалению, не происходит у нас, конечно, заказ должен идти от рынка.
Теперь вы спросите: а кого же готовят наши вузы? Увы, специалистов, как им кажется, вузы готовят скорее по инерции. В наших университетах есть общее представление о том, что они дают знания. Какие знания и кому они, собственно, нужны, вузы решают сами.
Это очень сложный и болезненный процесс. Если бы я, как предприниматель, с ним не познакомился, я бы не утверждал. Мне приходилось быть в коллективе седовласых профессоров, которые недоумевали: «Голубчик, какой бизнес? О чем вы говорите? Мы даем людям знания». Какие знания? Как эти ребята будут применять их завтра? Тот свод постулатов, который студенты получают в вузах, часто не годится для жизни. Конечно, что-то из трендов развития общества и экономики наши университеты ухватывают, но отставание сумасшедшее.
— Получается, что вузы оторваны от рынка?
— В большинстве случаев, да. Я часто слышу от своих коллег-предпринимателей, что выпускников по-прежнему приходится переучивать. Словом, «забудьте индукцию и дедукцию, давайте продукцию». При этом я знаю, какие традиции на этот счет существуют в зарубежных вузах. Я был в Стэнфорде, Гарварде, MIT, Лосанджелесском, Пидсбургском, Пенсильванском университетах. У них до 50% (а порой и больше, преподавателей) — от бизнеса. Можете себе представить!
— У них на этот счет есть какие-то нормативы?
— Нет, просто жизнь требует, чтобы адаптация будущих специалистов к потребностям экономики проходила при участии людей, представляющих эту самую экономику, понимающих бизнес. Это или недавно ушедшие из бизнеса люди, или те, кто и сейчас работает, но тратит свое время на подготовку кадров.
— А как с этим в России?
— Думаю, у нас преподавателей от бизнеса 2-3%, не больше.
— Давайте вернемся к заказу на специалистов. Кто его должен делать: государство, бизнес? Или сами вузы должны инициировать программы, «продавая» их студентам как наиболее востребованные на рынке?
— Думаю, это должно быть встречное движение. Университеты должны построить свою систему, которая научится чувствовать дыхание бизнеса: не сегодняшнего дня, а завтрашнего и даже послезавтрашнего. То есть, преподаватели, методологи, должны очень хорошо разбираться в трендах бизнеса, ходить на форумы, тематические конференции — как общепредпринимательские, так и отраслевые, взаимодействовать с профильными организациями и союзами и понимать, какие есть перспективы. Они должны понимать, какие существуют международные тренды, в чем наш бизнес отстает, где тот уровень конкурентоспособности, до которого нужно допрыгнуть? Причем не в теории, а на практике.
Нам нужно научиться зарабатывать с помощью базовых знаний — они у нас неплохие, в отличие от прикладных. Но мы не умеем коммерциализировать разработки, продвигать их на рынок. Это искусство, которому нас никогда не учили, и сейчас учат, я бы сказал, поверхностно.
— Насколько я знаю, в Китае реформацию вузовской системы инициировало именно государство, причем, с конкретной целью — наращивать инновационный потенциал…
— Знаете, сколько у нас было создано инновационных предприятий за последние пять лет? Две с половиной тысячи на всю Россию. Это все те предприятия, которые имеют определенную долю НИОКРа (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — «Росбалт»), свою интеллектуальную собственность и умеют ее защитить, продвигают новую продукцию. А вы знаете, сколько таких предприятий создано в Великобритании? Два с половиной миллиона. Представляете, какой разрыв — в тысячу раз!
— Но ведь у нас тоже есть чиновники, специалисты, которые видят все прорехи в реальном секторе экономики. Вот мы, например, говорим об импортозамещении. Значит, нужно насыщать сельское хозяйство современными технологиями, нужны специалисты, которые сумеют наладить процесс, продвинуть продукцию на рынок. Выдвигая эту отрасль на первый план, государство делает некий заказ. Вузы, очевидно, должны как-то подстроиться, разработать программы, привлекая успешных представителей отрасли. Все это, в свою очередь, должно послужить сигналом абитуриентам.
— Конечно, государство не может взять на себя весь этот процесс, но, вы правы, оно может создать приоритеты. Например, если компания тратит на науку и разработки, значит, думает о будущем. Значит, нужно простить ей часть налогов. И не нужно здесь жадничать. Таким образом государство как-бы говорит: «мы пропускаем вперед инновационные предприятия». Сельское хозяйство, космос, машиностроение — давайте выстроим приоритеты.
У нас субъектов малого бизнеса 1,6 млн. Из них лишь 10% занимаются производством, я не говорю уже об уровне конкурентоспособности. Это очень мало для такой страны как Россия.
Нам нужны не лозунги, нам нужна реальная заинтересованность и поддержка со стороны власти. От риторики нужно переходить к четким показателям. И вот как только четкий запрос со стороны власти появится, когда в сфере предпринимательства будут видны какие-то перспективы, подтянутся и вузы.
Безусловно, у нас и сейчас есть вузы-новаторы. Я в восторге от того, что происходит в питерском ИТМО. У них создана вся инфраструктура, работают каворкинг-центры, есть связь с отраслями промышленности — все располагает к творчеству. Интересные наработки в томском, нижегородском, казанском авиационном университетах. Там созданы специальные подразделения, которые занимаются технологическим предпринимательством, инновациями. Там помогают предпринимателям найти себя, выстроить процесс от проектов до венчурного финансирования. Но этого, увы, недостаточно.
Эпоху крупных корпораций сменяет эпоха малых предприятий. Нужно быть к этому готовыми. Взять, например, Америку. Там «стартапер» звучит гордо. У нас же это едва ли не синоним к слову «лузер». До тех пор, пока так будет продолжаться, рассчитывать на какое-то развитие сложно.
Анна Семенец