Проблемы строительной отрасли из-за пандемии коронавируса и пути их решения обсудили на заседании Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству
29 сентября в формате видеоконференции состоялось заседание Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству. В его работе приняли участие члены Комитета и профессиональных ассоциаций, предприниматели, а также представители «ОПОРЫ РОССИИ» и Ассоциации «НП «ОПОРА» из Приморского края, Орловской, Ярославской, Волгоградской, Омской, Тюменской, Челябинской и других областей.
Открывая заседание, председатель Комитета Дмитрий Котровский рассказал о работе структуры за прошедший период, ситуации на рынке строительных услуг, а также призвал регионы подключиться к улучшению всех проблемных зон строительного комплекса в период короновирусного кризиса.
Напомним, в этом году Дмитрий Котровский представляет интересы предпринимателей «ОПОРЫ РОССИИ» в рамках Общественного Совета при Минстрое РФ и рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере строительства и ЖКХ при Минстрое РФ.
«В этом году было проделано много работы, и мы благодарны Минстрою России и федеральной "ОПОРЕ РОССИИ" за то, что нас включили в Общественный Совет при Министерстве – мы вошли в 7 Комиссий по различным направлениям. Это темы, которые я хотел бы поднимать и отстаивать на площадке Общественного Совета», – отметил Дмитрий Котровский.
Оживленную дискуссию вызвал доклад председателя Комитета по строительству Орловского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Валерия Шевлякова о поддержке законодательной инициативы по внесению изменений в законодательство РФ, а именно – внесении изменений в ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ в части обеспечения предоставления саморегулируемым организациям информации по договорам строительного подряда и внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ в части исключения ответственности саморегулируемых организаций в соответствии со ст. 60.1 ГрК РФ по обязательствам, в отношении которых отсутствует общедоступный источник информации.
«По 223-ФЗ мы не имеем возможности фактически получить информацию о заключенных контрактах и, вследствие чего, надлежащим образом осуществить контрольные функции, которые возложены на СРО. При этом, при исполнении данных контрактов, в случае злоупотребления заказчиком и исполнителем своих прав возникает вероятность совершения согласованных «недобросовестных» действий заказчиков и подрядчиков, которые могут повлечь неисполнение контрактов, и как следствие, выплаты из компенсационных фондов, – отметил Валерий Шевляков.
Также одной из ключевых проблем СРО, по его мнению, является продвижение законодательной инициативы по внесению изменений в Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» – установление обязательного авансирования в размере не менее 30 % от суммы договора и определение порядка расчетов по договорам, согласно которому период оплаты должен составлять не более 15 дней для субъектов малого предпринимательства и 30 дней для остальных субъектов с даты подписания документов о приемке.
О реализации Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах» рассказал председатель Комиссии по строительству Санкт-Петербургского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Глеб Лукьянов.
По мнению эксперта, данный документ является недоработанным и не отвечает целям нацпроекта и вектору развития нашей страны.
«Постановление не устанавливает требования к Управляющим компаниям МКД в энерго- и ресурсосбережении, к раздельному сбору мусора, повышению качества обслуживания с одновременной оптимизацией затрат.
В правилах говорится только о жилых помещениях и общем имуществе в МКД, а про нежилые помещения, являющиеся общественными или коммерческими помещениями – офисами, магазинами, поликлиниками, детскими садами, пунктами охраны правопорядка практически ничего не сказано», – резюмировал Глеб Лукьянов.
Председатель Комитета по строительству Московского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Роман Коробейкин рассказал о проблемах в строительной отрасли, связанных с закрытием границ. По словам спикера, из-за введение режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции с апреля 2020 года прекратился приток рабочей силы из стран ближнего зарубежья, в связи с чем на стройках Москвы и Московской области образовался дефицит сотрудников рабочих специальностей и разнорабочих.
«Чтобы решить данную проблему, необходимо разработать схему и создать коридор на границах для въезда граждан ближнего зарубежья и таможенного союза, которые хотят въехать на территорию РФ для работы. Продумать механизм карантинных мероприятий с целью обеспечения всех необходимых санитарных норм», – предложил Роман Коробейкин.
Тему дефицита кадров и качественного современного профобразования в строительной отрасли также затронула руководитель Образовательного Центра «Управление будущим» в г. Екатеринбуре Алена Васина.
«Вопрос дефицита кадров в отрасли нужно решать в целом стратегически. Мы, конечно, можем сейчас привлечь 30-40 человек или даже 100 быстро, но в целом проблему по стране не решим. Можно предложить, как вариант, внедрение дуальной системы подготовки специалистов, кстати, она у нас раньше работала в стране. Хорошо работает в Германии, есть опыт внедрения в России», – отметила Алена Васина.
Об актуальных проблемах в строительной отрасли, в том числе проектном финансировании и финансировании по программам Министерства экономики РФ и систематизации деятельности фонда защиты дольщиков, оптимизации процедуры сдачи строительства в эксплуатацию рассказал председатель Комитета по строительству Калужского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Денис Моисеев.
В свою очередь, председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по средствам технической и пожарной безопасности Сергей Брагин рассказал о взаимодействии Госпожнадзора и Минстроя РФ.
Эксперт предложил собрать данные о противоречиях в нормативных документах МЧС России и Минстроя России и выйти с предложением по созданию РГ при Минстрое от двух Комитетов «ОПОРЫ РОССИИ», эксперты которых на первоначальном этапе, проектирования, смогут исключить подобные противоречия и предложить техническое грамотное решение, которое в дальнейшем можно будет дуплицировать/тиражировать по всей РФ.
«Это позволит иметь возможность вносить свои решения по оборудованию (для производителей) и участвовать монтажным организациям в осуществлении работ» отметил Сергей Брагин.
О повышении самоорганизации и самосознания, взаимодействии предпринимательского сообщества для законной защиты своих прав в случае угроз со стороны незаконных действий отдельных представителей силовых структур рассказал председатель Комитета по строительству Омского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Лагутин.
«Важнейшей задачей предпринимательского сообщества является сплочение, взаимокоординация и взаимопомощь в противодействии действиям отдельных силовых структур. Если все правильно делать, доля МСП в экономике страны будет ещё больше, чем ранее ставил задачу Президент РФ, для сравнения, доля МСП в экономике Китая составляет порядка 80%» - отметил Сергей Лагутин.