"ОПОРА РОССИИ" считает процедуру включения объектов в перечень самовольных построек и порядок их сноса не проработанной
В целях реализации положений п.4 ст. 222 ГК РФ, Правительство Москвы приняло постановление от 08 декабря 2015г. №829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы». «ОПОРА РОССИИ» разделяет точку зрения, что самовольные постройки, созданные с нарушением строительных норм и правил, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и расположенные в неотведенных для этих целей местах, подлежат безусловному сносу. Вместе с тем, полагаем, что процедура включения объектов в перечень и порядок их сноса не являются до конца проработанными.
Указанным постановлением утвержден перечень из 104 объектов, подлежащих сносу.
Некоторые владельцы попавших в указанный перечень объектов, считая снос незаконным, обратились в «ОПОРУ РОССИИ» за поддержкой.
Как следует из обращений, основанием для сноса является нахождение объектов на территориях общего пользования в границах улично-дорожной сети (УДС).
Вместе с тем, указанные объекты были построены в 90-е годы в период действия программы Правительства Москвы по ускоренному развитию современной транспортной инфраструктуры в городе, на земельных участках, непосредственно примыкающих к дорожной сети, но законодательно в то время не являющихся территориями общего пользования.
После принятия Закона города Москвы от 27 марта 2007 №8 «О перечне земельных участков улично-дорожной сети в городе Москве» почти все объекты придорожного сервиса оказались либо полностью, либо частично в границах УДС.
Утверждение границ УДС проводилось на основании имеющихся в 2007 году данных кадастрового учета. В случае, если земельный участок, на котором располагался объект недвижимости, не стоял на кадастровом учете, участок автоматически попадал в границы УДС. Учитывая, что собственники объектов не могли осуществлять постановку арендованных земельных участков на кадастровый учет, их вины в том, что объекты попали в УДС нет.
При этом, при установлении границ УДС, утвержденных указанным законом, мнение собственников объектов были проигнорированы.
Предприниматели указывают, что процедура включения их объектов в перечень является для них непонятной, поскольку у них имеется свидетельство о праве собственности.
Кроме того, о предстоящем сносе собственники узнали уже после того, как решение было принято. При этом, оспорить решение о сносе, представить необходимые документы, дать пояснения и иным образом защитить свои объекты после принятия решения Правительством Москвы невозможно.
В связи с большим резонансом в среде бизнес-сообщества, вызванным принятием Постановления №829-ПП, «ОПОРА РОССИИ» полагает, что при выявлении объектов, подлежащих сносу, необходимо исключить формальный подход и рассматривать каждый объект индивидуально с привлечением собственника, а при необходимости и представителей общественных организаций.
С целью сохранения инвестиционной привлекательности необходимо стремиться максимально сохранить существующие объекты, которые не представляют угрозу жизни и здоровью граждан и возведены с соблюдением строительных норм и правил.