ru

Новости

«Ни в коем случае нельзя отменять мораторий на необоснованные проверки бизнеса»: Марина Блудян выступила на сессии ПМЭФ-2023 о контрольно-надзорной деятельности

В рамках деловой программы XXVI Петербургского международного экономического форума состоялась сессия «Законодательство о контроле как драйвер экономического роста». Главной темой обсуждения стали системные и точечные изменения следующего этапа реформы контроля. Позицию предпринимателей в вопросах контрольно-надзорной деятельности по отношению к бизнесу представила Первый Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Марина Блудян.


В своем выступлении Марина Блудян отметила, что реформа контрольно-надзорной деятельности существенно повлияла на экономический рост и вообще на предпринимательский климат. Не только регуляторная гильотина по пересмотру и отмене требований принесла эффект, но и реформа разрешительной деятельности. Власти серьезно сократили денежное обременение, отменили многие обязательства, а какие-то из них трансформировали — и теперь предпринимателям не надо платить за разрешения и заключения. В результате за счет экономии времени и финансов бизнес фактически вернул себе миллиарды рублей.

Также Марина Блудян в ходе своей речи затронула вопрос отмены моратория на проведение проверок: «На самом деле, никакого всеобщего моратория на проверки бизнеса сейчас нет. По-прежнему проверяют предприятия чрезвычайно высокого и высокого риска, а также на основе жалоб. По-настоящему запрет на проведение проверок бизнеса контрольно-надзорными органами есть только в отношении проведения необоснованных проверок, и его нельзя ни в коем случае отменять».

Учитывая высокую степень актуальности этой темы для предпринимателей, спикер предложила в следующем году провести сессию на тему контрольно-надзорной деятельности в сфере бизнеса в рамках Российского форума малого и среднего предпринимательства, который традиционно проходит в стартовый день ПМЭФ.

Отдельно Марина Блудян обратила внимание участников дискуссии на то, что некоторые ведомства нарушают нормы 247-ФЗ, который регулирует требования, обязательные к исполнению в России. В качестве примера спикер привела кейс с сертификатами качества Минсельхоза России — как отметила Марина Блудян, эти документы предприниматели обязаны получать, уплатив фиксированный сбор, при этом реальной пользы от этого документа нет, его просто складывают на полку. В результате бизнес тратит деньги и время.

В дискуссии также приняли участие представители федеральных и региональной власти, отвечающих за ход реформы контрольно-надзорной деятельности. Статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев акцентировал внимание слушателей на том, что взаимодействие бизнеса и власти становится комфортнее и проще за счет цифровизации.

Он отметил, что электронные сервисы позволяют предпринимателям, в том числе, получать обратную связь от органов исполнительной власти, вовремя узнавать о контрольно-надзорных мероприятиях и их результатах. Если человек не согласен с решением органа исполнительной власти, у него есть возможность сразу подать жалобу.

Чтобы определить, как федеральные ведомства внедряют удобные новшества в сфере контрольно-надзорной деятельности, Министерство экономического развития РФ формирует рейтинг. В него включают министерства, которые проводят от тысячи проверок и выше. На данный момент самый высокий коэффициент показывают МЧС, Россельхознадзор и Роспотребнадзор.

В ответ на выступление Алексея Херсонцева аудитор Счетной палаты Российской Федерации Светлана Орлова предложила детально совместно изучить анализ рисков в разных ведомствах, особенно обратив внимание на сферу строительства: «Система изменения госуправления дает возможность расти доверию власти, потому что люди начинают видеть и понимать, что снижение нагрузки на бизнес — это реальные вещи».

Министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного Управления города Москвы Евгений Данчиков рассказал, что контрольно-надзорные органы в столице переориентировались и нацелены, в первую очередь, на проведение профилактических мероприятий. При этом отмечается увеличение числа жалоб в отдельных сферах, в том числе на предприятия, отвечающие за благоустройство города. Поэтому, как отметил спикер, предоставляя бизнесу возможности вовремя получать необходимую информацию, необходимо оставить контрольно-надзорным органам право требовать выполнять их предписания.

Кроме того, региональное ведомство работает в тесной связке с федеральными коллегами, в том числе, реализуя риск-ориентированный подход контрольно-надзорной деятельности. Как отметил Евгений Данчиков, формат деления предприятий на группы по классам степени возможной опасности требует корректировки, в том числе, в с объективными изменениями в отраслях предпринимательства.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»