Итоги VI Российского форума малого и среднего предпринимательства в рамках стартового дня ПМЭФ-2021
2 июня в рамках стартового дня ПМЭФ–2021 прошел VI Российский форум малого и среднего предпринимательства, организованный «ОПОРОЙ РОССИИ», Фондом «Росконгресс» и Корпорацией МСП. Приводим основные актуальные проблемы и решения, обсуждавшиеся в ходе VI Российского форума малого и среднего предпринимательства в рамках ПМЭФ-2021.
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СЛОЖНЫЙ СТАРТ РЕФОРМЫ
Проблема
Несоответствие во многих случаях документов рабочих групп итоговым документам, риск конфликтов интерпретаций новых норм по КНД могут значительно осложнить их применение на практике.
· «У менее 1% российского предпринимательства и чиновничества есть понимание <реформы> КНД» (М.Блудян, первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ»)
· «Гильотина» работает, но ФОИВ работают гораздо усерднее. Почистили СанПиНы по гостиницам, но в мае выпустили методичку, где обошли эти СанПиНы. Главная проблема «гильотины» - конечные документы не всегда соответствуют документам рабочей группы» (А.Кожевников, гендиректор ООО «Конструктор путешествий»)
· «Роспотребнадзор борется за сохранение любой возможности наказать предприятие. Непонятно, как он будет трактовать новые нормы» (И.Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров)¶
Решения
Придать реформе КНД характер постоянно действующего института
· «Реформа превращается в постоянно действующий процесс. Обязательные требования будут регулярно пересматриваться» (М.Блудян, первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ»)
· «Нужно продолжать эту историю, нельзя расформировать нашу рабочую группу по СаНПиНам» (И.Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров)
Запустить реформу лицензионно-разрешительной деятельности
· «С точки зрения затрат бизнеса на лицензирование и соблюдение этих требований – это большой пласт работы. Здесь нужно также провести «регуляторную гильотину» и одновременно оцифровать» (О.Чепурина, зам. руководителя Аппарата Правительства РФ)
· «Надо посмотреть опыт Казахстана, где упрощенное лицензирование» (А.Грот, президент Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО)
Сочетать реформу КНД с реформой уголовного законодательства и ослаблением силового давления, особенно в части налоговых нарушений
· «Предложения должны делаться не только в части изменения КНД, но и силового давления. Больше всего со стороны предпринимателей поступает обращений по нарушениям при возбуждении уголовных дел. У нас нет четкого понимания, когда заканчивается налоговая и начинается Следственный комитет (ст.198, 199)» (Э.Сидоренко, генеральный директор АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей»)
Создать новую цифровую модель КНД
· «За ближайшие два года мы хотим новую модель КНД собрать, централизовать в одной базе данных, чтобы мы могли, основываясь на данных, принимать управленческие решения» (О.Чепурина, зам. руководителя Аппарата Правительства РФ)
Довести через цифровые платформы новые требования до предпринимателя и чиновника в регионах
· «Цифровизация позволит сократить время доведения ответа до предпринимателя, проводить учет и систематизацию. Она позволит активнее использовать механизм досудебного обжалования» (Е.Данчиков, министр правительства Москвы; начальник Главного контрольного управления г. Москвы)
Комментарии
Ø Работу по снижению давления на бизнес необходимо выстраивать на полноценной системной основе. Реформирование КНД необходимо совместить с реформированием лицензионно-разрешительной деятельности, а также УК и УПК РФ для ослабления силового давления на бизнес.
Ø В отдельных случаях для ускорения и эффективности реформы КНД следует переформатировать рабочие группы, сбалансировать представительство власти и бизнеса, а также разных отраслей. Следует также перестроить механизмы подготовки документов: сначала запускать механизм оценки регулирующего воздействия (ОРВ), лишь затем материалы выносить на экспертную группу.
УСИЛЕНИЕ КООПЕРАЦИИ МСП И КРУПНОГО БИЗНЕСА ТРЕБУЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Проблема
Недостаточность темпов повышения доли МСП в закупках корпораций создает риски невыполнения целей нацпроекта МСП
· «Мы видим недостаточное использование заказчиками того потенциала, который у них имеется по 223-ФЗ» (А.Лавров, заместитель министра финансов РФ)
· «Объемы расходов в рамках 223 –ФЗ существенно выше, чем в рамках 44-ФЗ, и достигают более 20 трлн. руб. ежегодно, при этом уровень конкуренции ниже. Если по 44-му число участников достигает 3-х и более, то по 223-му – менее 2-х, и то благодаря типовым процедурам» (А.Катамадзе, зам. руководителя Федерального казначейства)
Решения
Повышать требования к заказчикам по участию МСП в закупках
· «Мы приступили в Правительстве к обсуждению предложения увеличить квоту закупок у малого бизнеса по 223 закону с 20% до 30%» (А.Лавров, заместитель министра финансов РФ)
Создавать маркетплейсы
· «Огромная перспектива состоит в том, чтобы создать полноценные маркетплейсы, перейти к полноценным электронным магазинам. Это существенно увеличит объемы закупок у МСП и создаст гораздо более конкурентную среду, чем сейчас» (А.Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства)
Формировать новые модели участия институтов развития в выполнении нацпроекта МСП
· «В рамках создания новой организационно-управленческой модели ВЭБ.РФ мы предлагаем проводить совместные закупки в группе юридически не связанных компаний, что приведет к оптимизации деятельности и снижению издержек» (М.Романова, главный управляющий директор по направлениям МСП и закупкам ВЭБ.РФ)
Выстраивать долгосрочную кооперацию поставщиков с крупным бизнесом
· «Мы планируем изменения в 209-ФЗ. Крупный заказчик будет выращивать потенциальных поставщиков из МСП, затачивая их под свои программы» (И.Орёл, заместитель директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции, Министерство экономического развития Российской Федерации)
· «Мы в рамках закупочной деятельности даем горизонт планирования, чтобы малый и средний бизнес мог развиваться и обеспечивать вложения в развитие своих сервисов, своей продукции с тем, чтобы можно было планировать возврат инвестиций» (В.Ермаков, вице-президент по работе с корпоративным и государственным сегментами ПАО «Ростелеком»)
Обеспечить налоговое стимулирование реализуемых крупными компаниями программ повышения квалификации поставщиков из малого бизнеса
· «Мало того, что вы обучили малый бизнес за свой счет, так еще и дополнительные налоги с этого заплатите. Это серьезное ограничение» (М.Глухова, вице-президент РСПП)
Повысить доступность источников заемного финансирования для МСП
· «Для крупного бизнеса стоимость заемного финансирования сократилась очень сильно, существенно меньше 8%, а для малого бизнеса цена банковского кредита осталась почти такой же» (М.Глухова, вице-президент РСПП)
Комментарии
Ø Необходимо особое внимание обратить на борьбу с такими негативными явлениями, подрывающими доверие МСП к институту закупок, как задержки в оплате и ценовое давление со стороны заказчиков.
Ø Повышению доверия крупного и малого бизнеса друг к другу могли бы способствовать ликвидация налогового барьера при переходе с упрощенной системы налогообложения к стандартной и освобождение от налогообложения программ обучения малого бизнеса крупными компаниями, что позволило бы облегчить выполнение правительственной задачи по созданию модели выращивания крупным бизнесом контрагентов из МСП.
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС ТОРМОЗИТ С ПЕРЕХОДОМ НА ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Проблема
У малого бизнеса отсутствуют средства и кадры для перехода на цифровые технологии
· «У предпринимателей нет денег на цифровизацию, нет кадров, которые будут развивать эти процессы» (Ю.Шишкина, директор департамента реализации специальных проектов ТПП РФ)
· «Вопрос не в том, готов или нет малый бизнес к цифровизации, а в том, кто поможет в этом» (К.Соколова, гендиректор Сейлз-хаус «Эверест»)
· «Очень часто не хватает средств для перевода своего микробизнеса в цифру» (А.Логанцов, генеральный директор ООО «Логасофт»)
· «В четверти российских компаний цифровизация пока не идет. Барьером является нехватка финансовых ресурсов, а на втором месте нехватка квалифицированных сотрудников, которые могут внутри компании руководить процессами цифровизации» (М.Жунич, директор по взаимодействию с органами государственной власти Google Россия)
Решения
Обеспечить доступность IT-решений для малого бизнеса через принятие государственных программ стимулирования перехода МСП к цифровизации
· «У нас есть программа льготного кредитования на цифровизацию. Мы снизили планку с 20 млн до 5 млн. руб. Мы снизили также планку для региональных банков. Мы также предоставляем облачные сервисы для малого бизнеса по небольшой ставке» (М.Паршин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ)
· «У нас должна быть отдельная программа цифровизации МСП» (Е.Волотовская, вице-президент по инвестициям Softline)
· «В Сингапуре действует семь программ поддержки цифровой трансформации малого бизнеса. Они покрывают до 90% затрат малого бизнеса на внедрение цифровых технологий» (А.Свинин, торговый представитель России в Сингапуре)
Создание государственной цифровой платформы для МСП
· «Возможно, государство подумает и сделает такую систему на единой платформе. Хотелось бы, чтобы такие сервисы были сделаны на уровне государства для микро- и малого бизнеса, и это не несло дополнительных затрат» (А.Логанцов, гендиректор ООО «Логасофт»)
Создание целостной системы финансирования МСП
· «Наша задача - создать целостную систему финансирования малых и средних компаний, чтобы компании с разными потребностями могли получить доступ к разным инструментам. ЦБ сейчас разрабатывает платформу онлайн-факторинга. Она позволит повысить конкуренцию между компаниями и снизить стоимость оборотных средств» (Э.Набиуллина, председатель Центрального банка РФ)
Нефинансовые меры поддержки
· «Предпринимателю нужны нефинансовые меры поддержки. Мы создаем цифровую платформу для субъектов МСП. Мы делаем аналитический модуль для предпринимателей, отраслевой помощник для самодиагностики, краудинвестинг и электронное взаимодействие с госорганами» (А. Исаевич, гендиректор, председатель правления АО «Корпорация «МСП»)
· «Было бы правильно внедрять институт цифровой репутации или добросовестности – чем больше тебя знает государство через эти цифровые сервисы, тем лучше твой риск-профиль и тем реже к тебе приходят или вообще не приходят контролеры» (А.Алиханов, губернатор Калининградской области)
Развивать сервисную модель поддержки МСП, переходить с бумаги на цифру, снимать административные барьеры
· «Важно предпринимателю дополнительно никуда не ходить, дополнительно ничего не предпринимать. Снимать барьеры» (А.Шубин, исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ»)
Преодолеть инфраструктурные ограничения по цифровизации на уровне регионов
· «Огромный разброс в регионах по стоимости интернета. Нужна единая цифровая среда: в Томске должны быть такие же возможности, как в Москве» (Ю.Шишкина, директор департамента реализации специальных проектов ТПП РФ)
Повышение цифровой грамотности представителей власти
· «Что важно регионам? Первое – это чтобы 100% чиновников обладали цифровыми навыками». (В.Солодов, губернатор Камчатского края)
Внедрение облачной подписи
· «Государством пока не одобрено решение по облачной подписи. Необходимо расширить этот механизм, чтоб небольшие предприятия могли иметь облачную подпись для работы с государством» (А.Попов, заместитель председателя правления Сбербанка)
Комментарии
Ø В условиях нежелания предпринимателей инвестировать свои ресурсы в цифровизацию государству необходимо помочь МСП сократить издержки на внедрение цифровых решений, взяв, в частности, на себя основные расходы на цифровое обучение и подключение к коммерческим платформам и системам электронной сертификации продукции (маркировка, ФГИС «Меркурий» и т. д.)
Ø Важно ускорить работу по интеграции региональных цифровых платформ, созданных в регионах для поддержки МСП, на базе общефедеральной цифровой платформы, в задачи которой должна входить не только поддержка производственно-сбытовой деятельности МСП, но и обратная связь с органами власти для ускоренного решения возникающих вопросов.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДИ МСП
Проблема
Недопонимание предпринимателями важности обучения цифровым навыкам и обеспечения кибербезопасности для успешного ведения бизнеса.
· «Информационная безопасность и обучение цифровым навыкам – самые уязвимые места в цифровизации малого бизнеса. 92% предпринимателей не хотели бы инвестировать собственные средства в обучение, считая, что это задача государства и институтов развития» (Н.Черкасова, заместитель президента – председателя правления ПАО Банк «ФК Открытие»)
· «Цифровая неграмотность предпринимателей, общая низкая цифровая культура являются серьезной проблемой» (А.Логанцов, генеральный директор ООО «Логасофт»)
Решения
В основу обеспечения цифровизации МСП положить коробочные решения
· «Ключевая вещь – мы должны приходить с готовыми решениями для малого бизнеса. Решение должно быть коробочное» (Р.Чернин, руководитель сервисов для малого бизнеса ООО «Яндекс»)
· «Предприниматели нуждаются не столько в знаниях, сколько в простых инструментах, которые будут эффективны для бизнеса. Они заинтересованы в готовых решениях» (Л.Пшеничникова, директор по развитию стратегических партнерств Mail.Ru Group)
· «Должна быть создана единая инструкция. Понятные, нативные инструменты» (Н.Черкасова, заместитель президента – председателя правления ПАО Банк «ФК Открытие»)
Вопросы кибербезопасности для МСП решать системно, в кооперации с профессиональным сообществом
· «80-90% всех предпринимателей работают по упрощенному налогообложению. Для них нужны сервисы по кибербезопасности. Бизнесу нужно объединяться с профессионалами для решения вопросов обучения» (А.Шубин, исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ»).
Создавать бесплатные обучающие программы и курсы для предпринимателей, популяризовать цифровизацию
· «Нужны постоянные обучающие курсы. Чтобы рассказывали, показывали. Простые инструкции: не более трех кнопок. Больше популяризировать, показывать, что они получат» (Ю.Шишкина, директор департамента реализации специальных проектов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации)
· «Повышать цифровую грамотность, прививать новые навыки в он-лайн. Особый акцент в рамках образовательных программах мы делаем на информационную безопасность» (Л.Пшеничникова, директор по развитию стратегических партнерств Mail.Ru Group)
Комментарии
Ø Необходимо комплексно подойти к решению проблемы цифровизации МСП, увязать такое решение с поддержкой развития отечественной IT-индустрии, продвижением ее продукции на зарубежные рынки. Продумать вопрос о более активном участии торгпредств в такой деятельности, в частности, введя штатную должность заместителя тогпрпеда по цифровизации в странах, представляющих наибольший интерес с точки зрения экспорта российских программных продуктов и цифровых технологий.
Ø Нужен единый оператор в масштабах страны для решения вопросов обучения предпринимателей цифровой грамотности. Такую роль могла бы взять на себя «ОПОРА РОССИИ».
ЗАВИСИМОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА ОТ МАРКЕТПЛЕЙСОВ
Проблема
Из-за коронавируса малый бизнес попал в зависимость от маркетплейсов
· «Малый бизнес может встать перед выбором – либо он соглашается на правила игры маркетплейсов, либо он остается вне этой зоны и прекращает свое существование» (Д.Дыбов, директор департамента развития предпринимательства ТПП РФ).
Решения
Усиление регуляторной функции государства
· «Это тот редкий случай, где мы выступаем за регулирование, чтобы условия были выгодны для обеих сторон…Тут государство должно брать на себя роль регулятора» (Д.Дыбов, директор департамента развития предпринимательства ТПП РФ).
· «С вопросами агрегаторов, маркетплейсов мы столкнулись несколько лет назад, когда поняли, что существующих у нас инструментов контроля, регулирования недостаточно чтобы бороться со злоупотреблением на цифровых платформах» (В.Мишеловин, начальник контрольно-финансового управления ФАС России).
Обеспечение недискриминационного доступа на площадки
· «То, что касается нашей сферы деятельности, нашего контроля, это прежде всего контроль чтобы не было необоснованных отказов заявителю в доступе к платформе. Когда он уже попал на эту платформу чтобы не было блокировки по непонятным причинам. Чтобы документы не содержали дискриминационных норм» (В.Мишеловин, начальник контрольно-финансового управления ФАС России).
Запуск программ помощи бизнесу
· «Мы с этого года запускаем меру поддержки. Мы будем готовы нашим предпринимателям, которые работают в Московской области, субсидировать до 50% комиссии при первоначальном выходе на маркетплейс. Запускаем эту программу с 1 июля. Мы будем аккредитовывать те маркетплейсы, с которыми мы будем работать. Одним из условий будет стабильность условий для предпринимателя: неповышение комиссии, определенная планка этой комиссии» (Е.Зиновьева, министр инвестиций, промышленности и науки Московской области).
Источник: Фонд "Росконгресс"