Итоги Саммита «Малая торговля в России: вызовы и перспективы»
Саммит «Малая торговля в России: вызовы и перспективы», организованный Коалицией владельцев малых торговых форматов и киоскеров, состоялся 24 ноября 2016 года в Общественной палате Российской Федерации при поддержке «ОПОРЫ РОССИИ» и Комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты.
Саммит «Малая торговля в России: вызовы и перспективы», организованный Коалицией владельцев малых торговых форматов и киоскеров, состоялся 24 ноября 2016 года в Общественной палате Российской Федерации при поддержке «ОПОРЫ РОССИИ» и Комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты.
В работе Саммита приняли участие предприниматели из 30 регионов России, представители органов власти федерального уровня – Минпромторга России, Минэкономразвития России, ФАС России, регионального уровня – из г. Москвы и Московской области; а также отраслевые эксперты из ОАО «Сбербанк России», АКОРТ, ТПП РФ, ОПОРЫ РОССИИ и другие.
Участники заслушали ключевые статистические и аналитические данные о состоянии отрасли малой торговли в России из докладов Росстата, ВШЭ, AC Nielsen. В частности, было отмечено, что:
- оборот розничной торговли в сопоставимых ценах падает уже второй год;
- индекс покупательской уверенности непрерывно снижается с середины 2014 года, что является вызовом для отрасли торговли всех форматов,
- число индивидуальных предпринимателей, занятых в торговле пищевыми продуктами с 2013 года по данным Росстат сократилось на 11%,
- количество киосков и павильонов в городской местности за период 2012-2015 гг. снизилось на 26% (данные AC Nielsen),
- доля несетевой розницы в обороте товаров повседневного спроса сокращается за счет увеличения доли торговых сетей,
- традиционные «магазины у дома» остаются ключевыми каналами сбыта для ряда продуктовых категорий товаров, а также продукции региональных производителей,
- отрасль торговли сохраняет одно из ведущих мест в структуре занятости населения России.
Участники Саммита согласились, что нестационарная торговля, киоски и павильоны – это объективная необходимость для России, так как в российских городах в силу советской их застройки почти отсутствует стрит-ритейл.
В ходе работы Саммита на двух тематических сессиях, а также в течение пленарного заседания, обсудили такие темы, как:
- место мобильной торговли в городской инфраструктуре и правила её организации и функционирования,
- вопрос региональных различий в правоприменении положений федерального законодательства,
- роль ассортиментной матрицы малых форм торговли в борьбе за покупателя,
- взаимодействие и конкуренция с форматами среднего и крупного ритейла,
- сложившиеся проблемы и предстоящие вызовы в части торговли подакцизными товарами.
Участники Саммита:
- отметили ключевую роль малых торговых форматов в реализации продукции малых (локальных) производителей;
- выразили озабоченность негативным влиянием законодательных ограничений торговой деятельности и отсутствием скоординированной на федеральном уровне работы по единообразному правоприменению отдельных норм, а также неравными условиями конкуренции для представителей малого, среднего и крупного ритейла;
- отметили отсутствие правовой базы для функционирования мобильных торговли и общепита;
- обратили внимание на отсутствие единого нормативного правового акта, регулирующего деятельность по оказанию бытовых услуг и услуг общественного питания в НТО, тогда как на сегодняшний день уличная торговля, так называемый «стрит-фуд», является важным сегментом торговли любого современного города;
- согласились, что рост торговли контрафактной и контрабандой табачной продукцией, наряду с алкоголем, представляет угрозу законопослушным представителям малой торговли и подрывает конкурентную среду в отрасли;
- приветствуют реализацию эффективных государственных мер по решению проблемы нелегальной торговли подакцизными товарами с учётом специфики организации малой торговли и экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- обеспокоены влиянием решений регуляторов на торговую матрицу нестационарных торговых точек и малых стационарных магазинов. Принудительное изъятие из их ассортимента целых групп товаров, с сохранением подакцизных товаров для более крупных торговых организаций, стало одним из ключевых инструментов давления на малую розницу;
- поддержали введение ответственности за неподкреплённые фактами жалобы граждан-заявителей, повлекшие необоснованные проверки малого бизнеса и препятствующие его работе.
По итогам Саммита предложено:
Законодательным органам власти незамедлительно, не позднее первого полугодия 2017 года, принять изменения в Федеральный закон №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части нестационарной и мобильной торговли, подготовленные Минпромторгом РФ. В этом законе необходимо решить следующие проблемы:
- Закрепить приоритетное право на продление/перезаключение договоров на размещение нестационарных объектов с действующими предпринимателями, являющимися стороной по данному договору.
- Исключить возможность демонтажа любого торгового объекта без решения суда.
- Гарантировать предпринимателям, в случае, если место размещения объекта требуется для государственных нужд, предоставление равноправных компенсационных мест; соблюдение основного принципа Стратегии развития торговли РФ: «меняется место-сохраняется бизнес».
- Выработать нормативный правовой акт, упрощающий деятельность по оказанию бытовых услуг и услуг общественного питания в НТО, или включить эти нормы в действующий Закон о торговле, с проведением общественных консультаций.
- Пересмотреть санитарные нормы, ассортиментные ограничения на основании отсутствия стационарной канализации, электричества и водопровода. Отметить, что действующие санитарные нормы давно оторваны от современных реалий и современных технологий и базируются на представлениях и технологиях середины 20-го века.
- Установить на федеральном уровне общие для всех регионов максимальные ограничения по зонам запрета реализации алкоголя и табачной продукции (так называемым прилегающим территориям). Представляется разумным определить на федеральном уровне их максимальный размер в 25 м, причем оставить в списке объектов, к которым они устанавливаются только школы и приравненные к ним учреждения, где обучаются несовершеннолетние.
- Установить на федеральном уровне общие для всех регионов ограничения по времени реализации алкоголя, сделав возможные ограничения лишь по религиозному признаку.
- Привести к единому знаменателю разрозненные региональные нормы относительно лицензирования, ограничения и контроля розничной продажи алкогольной продукции.
- Усилить государственную борьбу с реализацией контрабанды и контрафакта – как алкогольного, так и табачного. Усилить ответственность за незаконную торговлю частными лицами, доведя штрафы до уровня, вмененного индивидуальным предпринимателям.
- Обратить внимание на необходимости устранения недостатков в маркировке меховых изделий RFID-метками, так как система дает множество сбоев, в том числе в виде дефицита самих меток.
- Возобновить обсуждения темы возмещения затрат по внедрению системы ЕГАИС предпринимателям. Отметить чрезмерную финансовую нагрузку на малый бизнес сопряженную с внедрением ЕГАИС, а также большие опасения по введению ЕГАИС по табаку для малого бизнеса в связи с серьезными материальными издержками и угрозой закрытия бизнеса.
- Обратить внимание на практику внедрения он-лайн касс, предусмотренного изменениями в ФЗ-54. Наряду с внедрением «сырой», но не ставшей от этого малозатратной, системы ЕГАИС, on-line-кассы несут в себе серьезный риск для малого и среднего бизнеса, т.к. предусматривают немалые материальные издержки. Важно, чтобы государство не столкнулось в данном случае с последствиями, аналогичными периоду после «внезапного» увеличения с 1 января 2013 г. в 2,3 раза размера страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; это привело тогда к ликвидации более миллиона индивидуальных предпринимателей.
- Федеральным органам исполнительной власти пересмотреть действующие дискриминационные в отношении малой розницы и неэффективные ограничения на торговлю подакцизными товарами – отменить запреты на торговлю пивом и табачной продукцией в нестационарных торговых объектах.
- Организовать обращение в Минздрав России с целью раскрыть важные для предпринимателей, и в настоящее время закрытые для общества и СМИ положения готовящихся государственных концепций, в части касающейся ограничений для отрасли торговли, как, например, суть предложений по запрету реализации сигарет в помещениях меньше 50 кв. м., установлению минимального расстояния от товара до кассы, введению обезличенной упаковки табачной продукции.
- Довести до сведения федеральных органов власти о нецелесообразности введения так называемой обезличенной упаковкитабачной продукции в условиях действующего уже несколько лет запрета на её открытую демонстрацию в торговых точках, обратив внимание на угрозу развития нелегальной торговли табаком в таких условиях.
Участники Саммита – представители предпринимательского сообщества – подчеркнули необходимость привлечения внимание Президента России, Правительства, Государственной Думы, региональных властей и общественных организаций к актуальным проблемам малой торговли и налаживания диалога бизнеса и власти; необходимость участия предпринимательского сообщества при рассмотрении всех законодательных инициатив на этапе подготовки.