Генрих Брокар: талант, маркетинг и добросовестность
Самый известный парфюмер старой Москвы – Генрих Афанасьевич Брокар - родился в семье французского парфюмера Атанаса Брокара, а уже в возрасте 14 лет остался «на хозяйстве» в семейном производстве в Филадельфии и получил медаль за свои парфюмерные изделия. Материал предоставлен Музеем предпринимателей, меценатов и благотворителей.
В 1861 году Генрих по настоянию отца приезжает в Россию и поступает на работу в качестве главного лаборанта и парфюмера на парфюмерную фабрику московского купца Гика. Практически сразу женится на дочери бельгийского подданного, Шарлотте Равве, которая стала не просто его соратником и другом, но и блестящим деловым партнером. Отлично зная русский язык, Шарлотта Андреевна вела переговоры, умело общалась с покупателями, занималась разработкой упаковок, изящных этикеток, вела конторские книги и другое делопроизводство. Все это позволяло Генриху Афанасьевичу творить - ведь он относился к парфюмерии как к чистому искусству! А из каждой служебной поездки Брокар непременно присылал Шарлотте Андреевнемножество писем, держал в курсе всех дел и сообщал обо всех нюансах иностранных производств и технологий.
Во время работы у Гика Генрих Брокар создает новый способ изготовления концентрированных духов и продает его французской фирме за 25 000 франков. Именно этот капитал стал основой для открытия собственной фабрики в Москве и впоследствии был приумножен Брокаром в 100 раз!
Первая лаборатория Генриха Брокара была скромной даже по сегодняшним меркам – арендованная квартира и конюшня в Теплом переулке. Трудились в ней всего 3 человека – ученик Брокара, мыловар Алексей Бардуков, проработавший у него полвека, рабочий Герасим и сам владелец предприятия. Оборудование состояло из дровяной плиты, каменной ступки и нескольких кастрюль, в которых варилось мыло. «Мощности» позволяли производить не более 120 кусков мыла в день, которые мыловары сами же развозили покупателям – московским купцам-галантерейщикам. Зимой товар развозили на салазках. Со временем, по воспоминаниям Бурдакова, «разжились» настолько, что начали развозить мыло на калиберах.
Возможно, предприятие и талант Брокара никогда не стали бы известны миру, если бы он не оказался еще и гениальным маркетологом. Он решает вырабатывать такие продукты, которые «шли бы огромными массами в народ, будучи одновременно весьма доступными в цене и обладая максимумом положительных качеств». Необычайно популярным среди населения стало мыло «Шаромъ» ценою от 5 копеек за кусок. Оно имело круглую форму, вытесненную эмблему фирмы и было «обильно насыщено глицерином», благодаря чему благотворно действовало на кожу.
«Народное мыло» Брокара стоило уже 1 копейку. С его появлением мылом начали пользоваться буквально все, и городская беднота, и обитатели сел и деревень. Ради забавы мыло покупали дети – знакомя тем самым с ним своих родителей. На ярмарках крестьяне активно покупали мыло на гостинцы женам. Колоссальный спрос на «Народное мыло» спровоцировал начало технического оснащения фабрики: производство таких объемов требовало установки паровых машин, котлов, увеличения количества персонала и его обучения – парфюмерная отрасль была еще в диковинку, и квалифицированных кадров не было.
Фантазия французского парфюмера, казалось, не знала границ, каждый новый продукт становился сенсацией. Фабрика Брокара выпускала туалетное мыло «Огурец» - в форме настоящего огурца, «Яичное», «Греческое», «Мятное». Выпускалось даже специальное мыло для детей – «Детское», на каждом куске которого была оттиснута буква алфавита - именно с него Брокар начал свое производство. А в каждой упаковке глицеринового мыла находилась премия в виде рисунков для вышивания.
Не меньшего мастерства Брокар достиг и в искусстве составления названий – сейчас мы назвали бы это «нейминг». Духи и одеколон «Свежее сено», «Люби меня», «Шантеклер», «Персидская сирень», «Наслаждение», «Лесная фея», «Мой секрет», «Идеал грез», пудра «Лебяжий пух» - это лишь немногие из названий, которые очаровывали публику не меньше, чем сама продукция.
Отдельного упоминания заслуживают флаконы, названия на которых писались по-русски и по-французски – это придавало продукции особенный шарм! Для новых видов духов обязательно изобретались флаконы необычной формы. Доподлинно установлено, что знаменитый флакон в виде айсберга со стоящей на нем фигуркой белого медведя придумал Казимир Малевич! «Оригинальность упаковки, глыба льда, на поверхности которой стоит белый медведь, дает понять каждому, что свойство его освежает. Он незаменим против головных болей (мигреня) в летние жаркие дни и т.д.», - гласила реклама. Флакон использовался для одеколона «Север» и выпускался в течение 80 лет!
Продукция изготавливалась на основе чистых природных компонентов и была столь востребована, что немало конкурентов начинали делать «копии», чем вынуждали Брокара периодически обращаться в Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов для утверждения этикеток и ярлыков – это хотя бы частично защищало авторские права. Впрочем, покупатели чувствовали разницу и отдавали предпочтение оригинальному продукту – если название и упаковку можно было повторить, то повторить Брокаровское качество другим фабрикам не удавалось. И это не удивительно. Брокар много ездил по Европе, изучая иностранные производства. Постоянные инновации, совершенствование технологий приводят к тому, что фабрика оставляет далеко позади аналогичные производства в России.
Осенью 1869 года году фабрика разрослась настолько, что была переведена в собственное здание на углу Арсеньевского переулка и Мытной улицы, где по сей день располагается фабрика «Новая заря», ставшая в советские годы преемником именитого производства.
В истории успеха фабрики Брокара есть моменты, которые и сегодня поражают воображение. Например, Брокар, вероятно, первым в истории создал упаковки из нескольких видов продукции – сегодня их выпускают все ведущие парфюмерные и косметические марки мира. Свое ноу-хау он приурочил к открытию второго фирменного магазина - на Биржевой площади. Коробка, выпущенная к этому событию, содержала десять изящно упакованных миниатюр и стоила 1 рубль! В день открытия с 9 утра до 3 часов дня было продано 2000 экземпляров, после чего полиция заставила закрыть магазин, не справившись с потоком покупателей, заполонивших все окрестные улицы! Этот опыт стал новым стартапом – на фабрике начал работать целый отдел по выпуску наборов, и серии постоянно обновлялись.
Не менее впечатляющим было участие фирмы Брокара во Всероссийской промышленно-художественной выставке, которая проходила в 1882 году в Москве. Чтобы представить на выставке свой новый продукт – «Цветочный одеколон», Брокар распорядился изготовить из одеколона...фонтан! Новинкой можно было обрызгаться бесплатно, и количество желающих было таким, что снова потребовалось вмешательство полиции. «Таким образом цветочный одеколон вошел в обиход каждого мало-мальски культурного человека». Им освежали не только тело и одежду, но и воздух в помещениях. Уже к 1893 году производством одеколона занимался целый штат рабочих и лаборантов. Кстати, фабрика «Новая заря» до сих пор выпускает «Цветочный о-де-колонъ отъ Брокара», и он получает высокие оценки, как покупателей, так и парфюмерных блогеров. Есть у нас возможность оценить и другой легендарный продукт Брокара – духи «Любимый букет Императрицы», выпущенные к 300-летию дома Романовых в 1913 году. Советским модницам эти духи известны под названием «Красная Москва». Они до сих пор выпускаются фабрикой и пользуются спросом!
В 1873 году, во время визита в столицу Ее Императорского Величества Великой Княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской, Брокар преподносит августейшей особе букет цветов, выполненных из воска и парфюмированных соответствующими композициями. В букете были ландыши, фиалки, нарциссы, розы, другие полевые и садовые цветы, и все они благоухали как настоящие! Мария Александровна была так удивлена подарком, что разрешила Брокару именоваться поставщиком Государыни Великой Герцогини Марии Александровны и дала право употреблять на вывеске свой вензель!
В период 1891-1892 гг. обороты Товарищества «Брокар и Ко» достигли более миллиона рублей, в следующем, 1892/93 году эта цифра составила уже 1 500 000 рублей, а к 1900 году – 2 500 000 рублей! Примечательно, что выпуск новинок не уменьшал спроса на более ранние изделия – они продолжали пользоваться успехом среди покупателей, и более того – те требовали даже не менять упаковок, находя их идеальными! Продукция Брокара постоянно завоевывала высшие награды на различных российских и зарубежных выставках. Одна из главных побед фирмы – это получение в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде высшей награды – Государственного Герба. А Всемирная выставка в Париже в 1900 году, несмотря на участие ведущихпредприятий всего мира, отметила именно продукцию Товарищества, присудив высшую награду - «GrandPrix».
Брокар был страстным коллекционером, любителем искусства и меценатом. Вот как пишут о нем современники: «Его коллекция, делавшаяся не раз доступной публике, является одной из самых ценных в Москве. Обладая чуткой душой, легко откликался на всякую нужду, но особенно охотно оказывал помощь беднякам из художественных сфер. У него были стипендиаты в академии, в наших училищах живописи, к нему за помощью обращались на первых шагах своей карьеры молодые художники» (газ. «Московский листок», 1900г.). А выставку своей коллекции Генрих Афанасьевич устроил в Верхних Торговых рядах (ныне – ГУМ).
Генрих Брокар скончался в 1900 году, и его смерть стала тяжелой утратой не только для близких, но и для всей Москвы. Храм, в котором совершалась заупокойная месса, был переполнен. Множество газет опубликовали заметки о его жизни и деятельности, одна из которых гласила: «Успех в деле, не особенно прочно поставленном у нас в России, добыт исключительно одной добросовестностью».
Талантливый парфюмер, художник, гениальный маркетолог, грамотный управленец и человек, фанатично преданный своему делу - таким Брокара запомнила Москва. Таким вспоминаем его и мы.