Генпрокуратура поможет реформировать систему госконтроля
Опыт конструктивного взаимодействия Правительства РФ и Генеральной прокуратуры в части реформирования контрольно-надзорной деятельности на федеральном уровне будет расширен и на уровень регионов. Участие органов прокуратуры «на местах» в повышении эффективности госконтроля обсуждалось 22 декабря в ходе селекторного совещания министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова с руководителями региональных прокуратур и ведущих бизнес-объединений.
Проект «Реформа контрольной и надзорной деятельности» включен в число приоритетных проектов, которые будут реализовываться на площадке Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Старшим должностным лицом, отвечающим за реализацию этой приоритетной программы в Правительстве, стал министр РФ Михаил Абызов. Президиум Совета 21 декабря утвердил паспорт приоритетной программы по реформе контроля и надзора. Главные задачи реформы - ориентация на результат при осуществлении госконтроля, переход на новую партнерскую модель работы инспекторов с подконтрольными субъектами, а также предотвращение и профилактика нарушений.
«Личная ответственность за результативность этой работы лежит на руководителях ведомств. Важнейшую роль в процессах по совершенствованию контрольно-надзорной работы должны играть органы прокуратуры. Только за прошлый год прокуратурой было отклонено более 300 тыс. проверок, которые планировалось проводить с очевидным нарушением законодательства. Общий объём плановых проверок, заявленных на 2017 год, на 250 тыс. единиц меньше, чем годом ранее. Тщательная проверка проектов ежегодных планов проведения надзорных мероприятий на предмет исключения из них субъектов низкого риска, безусловно, первоочередная, но не единственная совместная задача.», - отметил Михаил Абызов.
По словам министра, совместно с прокуратурой необходимо определить подходы к оценке эффективности проверок и других контрольных мероприятий, особенно если по их результатам не наложены административные взыскания и не начислены штрафы. Нужно учиться исходить из презумпции добросовестности проверяемых субъектов и инспекторского состава, подчеркнул Михаил Абызов. Это позволит повысить доверие между бизнесом и органами контроля и надзора. Важно, по его словам, участие прокуратуры в разъяснительной работе, в частности, в публичных балансовых совещаниях, которые со следующего года контрольно-надзорные органы обязаны будут проводить в ежеквартальном режиме. На них будут обобщаться наиболее частые нарушения, выявленные в ходе проверок, а для предпринимателей будут готовиться рекомендации, как не допустить таких нарушений в будущем.
Также важна роль прокуратуры в защите прав предпринимателей, в том числе посредством контроля за внеплановыми проверками, подчеркнул министр. Ещё одна проблема, в решении которой должно участвовать ведомство - возможность выбора санкций за нарушения. Инспекторы часто выбирают максимальное наказание, вне зависимости от тяжести вреда, объясняя это позицией прокуратуры. Такая ситуация недопустима, заявил Михаил Абызов. Он обратился к первому заместителю генпрокурора Александру Буксману с просьбой дать указания прокурорам на местах разобраться в этой ситуации.
«На федеральном уровне установлен высококачественный контакт между Правительством и Генеральной прокуратурой. Те задачи, которые мы ставим по преобразованию контроля и надзора, особенно задачи, которые касаются результата 2017 год, я надеюсь, мы будем реализовывать вместе. Это потребует в том числе нового формата взаимодействия органов прокуратуры как надзора за надзорами в части оценки эффективности деятельности наших надзорных органов и эффективности проведения отдельных надзорных мероприятий. У нас создана постоянно действующая рабочая группа между центром проведения реформы контроля и надзора и Генеральной прокуратурой, в ежемесячном режиме мы будем подводить своеобразные итоги по реализации задач, которые стоят по реформе контроля и надзора», - подчеркнул Михаил Абызов.
В новом году Генпрокуратура готова «начать играть по новым правилам», отметил, в свою очередь, Александр Буксман. Он согласился с тем, что прокуроры играют далеко не последнюю роль в совершенствовании контрольно-надзорной деятельности.
«Мы готовы меняться, и прокуроры субъектов, подчинённые им прокуроры - весь прокурорский корпус должен мобильно, активно и адекватно реагировать на ситуацию… Генеральный прокурор подписал указание об усилении прокурорского надзора при осуществлении государственного и муниципального контроля. Этот документ уникальный по своему содержанию, по своему звучанию, по своей направленности, и он содержит не включавшиеся ранее никогда требования к прокурорам о том, чтобы их работа соответствовала требованиям сегодняшнего дня», - сказал Александр Буксман.
При проведении проверок деятельности контролирующих органов прокуроры должны будут давать оценку законности проводимых проверок и полноте мер по устранению нарушений. Они должны будут исключить тенденциозные негативные оценки деятельности контролирующих органов, способные повлечь проведение необоснованных дополнительных проверок субъектов предпринимательства. Кроме того, прокуроры должны будут последовательно отстаивать позицию о недопустимости организации контролирующими органами массовых внеплановых проверок субъектов предпринимательства.
За 10 месяцев текущего года прокуроры в контрольной деятельности вскрыли почти 150 тыс. нарушений закона, сообщил Александр Буксман. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 22 тыс. должностных лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 82 уголовных дела. Он также сообщил, что предприниматели за полгода направили более 400 жалоб лично генеральному прокурору России Юрию Чайке на нарушения их прав. По четверти из них обнаружены нарушения и приняты оперативные меры. Первый замгенпрокурора также сообщил, что по поручению Президента внесены законодательные предложения, направленные на сокращение внеплановых проверок.
По экспертным оценкам, ежегодно в России проводится около 2 млн проверок, из них лишь 15% выявляют нарушения, представляющие реальную угрозу. На всех уровнях насчитывается более 200 видов контроля и 2 млн требований к предпринимателям, а издержки бизнеса, связанные с деятельностью контролёров, достигают 5% ВВП. В то же время, в России смертность на производстве в 3 раза выше, смертность от пожаров в 4 раза выше, а от отравлений алкоголем –в 20 раз выше, чем в странах ОЭСР. О необходимости скорейших изменений в этой сфере, по словам Михаила Абызова, свидетельствует и то, что в этом году произошли 3 массовые трагедии – гибель детей в лагере «Сямозеро», ДТП с участием детей в ХМАО и отравления в Иркутске.
«Погибли десятки наших граждан, много детей. Рано делать окончательные выводы, идёт следствие. Но с учётом масштабной системы государственного контроля и надзора следует задуматься: наверное, что-то у нас происходит не так и требует серьёзной перестройки и нового отношения», - отметил Михаил Абызов.
Приоритетная программа по реформе госконтроля будет реализовываться в 3 этапа, на каждом из которых планируется достигнуть конкретных результатов по 8 проектам. Это переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений; систематизацию обязательных требований, которые проверяют инспекторы; совершенствование кадровой политики; противодействие коррупционным проявлениям; информатизацию госконтроля, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях. Первые ощутимые результаты программа должна принести уже в ближайшие годы.
«По сути дела, нам надо переориентировать контрольно-надзорную деятельность с простой фиксации нарушений и наложения санкций на систему предотвращения рисков и причинения вреда и ущерба. В этой связи с 2018 года плановые проверки должны будут осуществляться прежде всего по высокорискованным объектам. Для этого на основании прозрачных критериев мы должны определить категории рисков по каждому виду контроля и надзора. Необходимо составить полный реестр подконтрольных субъектов и распределить их по таким категориям. Это масштабная, серьёзная работа, которую, в первую очередь, должны будут организовать под методологическим управлением федеральных органов исполнительной власти наши территориальные органы», - отметил Михаил Абызов.
Важнейшим направлением реформы, по которому результаты могут быть получены уже в ближайшее время, станет информатизация контрольно-надзорной деятельности. В следующем году начнётся внедрение системы личных кабинетов как для подконтрольных субъектов, так и для самих инспекторов, а также внедрение электронных паспортов проверок и проверочные листы. Министр назвал недопустимой практику, когда одно ведомство не может получить результаты проверок в смежной сфере от другого ведомства.
В 2017 году также планируется перейти на систему оценки контрольно-надзорных органов по новой схеме.
«Со следующего года мы будем уходить от палочной системы оценки. Не важно, сколько проверок мы провели, сколько начислили штрафов, сколько выписали предписаний. Это нужно знать только в информационных и аналитических целях. Оцениваться будет динамика показателей ущерба в подконтрольных сферах», - пояснил министр.
Отдельно поставлен вопрос о системе управления в контрольно-надзорных органах. По словам Михаила Абызова, необходима оптимизация, благодаря которой можно было бы в итоге повысить размер материального вознаграждения инспекторского состава, который сегодня оставляет желать лучшего.
В предпринимательском сообществе утверждение паспорта приоритетной программы по реформированию госконтроля считают знаковым событием, а сам документ – компромиссным и учитывающим интересы всех заинтересованных сторон.
«Состоялось историческое событие. Паспорт, который был утвержден – это плод огромной работы, которую проделали вместе правительство РФ, контрольно-надзорные органы и предпринимательские сообщества. Мы всегда говорили, что контроль и надзор должен базироваться на совершенно иных принципах. Во главу угла должна ставиться не репрессивная система, а безопасность. Мы всегда говорили, что контролёр должен быть элитой госслужбы, с хорошей зарплатой, он должен быть консультантом, а проверка для предпринимателя должна быть как подарок», - сказал президент ОПОРА РОССИИ Александр Калинин.
Это беспрецедентный документ, который активно обсуждался с бизнес-сообществом, отметил, в свою очередь, глава ТПП Сергей Катырин.
«В подавляющем большинстве все посылы, которые исходили от бизнеса, учтены в этом паспорте. Теперь стоит основная задача - всё это выполнить. И здесь самое главное – как документ будет исполняться на местах. Нужна обратная связь от предпринимателей, коллективная оценка того, что происходит в каждом регионе», - считает он.
Подобные селекторные совещания, по словам Михаила Абызова, должны стать регулярными, следующее может состояться во второй половине апреля. В ходе встречи также было поддержано предложение Минэкономразвития провести в феврале следующего года всероссийское совещание по теме регионального контроля.