23 ноября состоялось очередное заседание Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по ЖКХ
23 ноября состоялось заседание Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по ЖКХ под председательством Полины Денисовой. Основными темами для обсуждения стали вопросы об ужесточении процедуры перевода жилых помещений в нежилые, о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, об изменении в отрасли вывоза и утилизации отходов, о переходе на новый метод «альтернативной котельной», о дополнительных возможностях предприятий, занимающихся установкой дополнительного оборудования (видео, домофоны и т.п.), в связи с переходом на прямые договоры.
В заседании Комиссии приняли участие члены «ОПОРЫ РОССИИ» из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Свердловской, Челябинской, Нижегородской областей, а также представители Комитетов «ОПОРЫ РОССИИ» по модернизации инфраструктуры ЖКХ, по энергоэффективности и энергосбережению, по теплоэнергетике, по строительству, по клининговой деятельности и обращению с отходами производства и потребления, Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по малоформатной, нестационарной и мобильной торговле и другие эксперты.
Процедура перевода жилых помещений в нежилые рассмотрена в рамках оценки Проекта федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», который уточняет порядок осуществления перевода жилого помещения в нежилое. Участники заседания обменялись мнениями по проблемам, которые возникают при переводе помещений в нежилой фонд, высказали ряд предложений и оценок по предлагаемому законопроекту.
В частности, участники заседания высказали мнения по изменению подходов, предложенных в законопроекте. Обратили внимание на необходимость законодательных гарантий по использованию помещений под конкретный перечень видов деятельности, гарантий для существующих бизнесов, работающих в помещениях, которые уже переведены в нежилые до вступления в силу изменений в законодательстве, на разделение видов бизнеса для упрощения перевода помещений из жилых в нежилые.Выразили необходимость обязательного учета в предложениях к законопроекту вопросов кворума жителей по принятию решений и письменного согласия собственников смежных помещений в рамках перевода жилых помещений в нежилые.
По результатам обсуждения данного вопроса было решено выработать ряд конкретных предложений для внесения поправок в проект закона.
По вопросу о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями участники заседания обменялись существующим опытом, на конкретных примерах обсудили перспективы и проблемы перехода. Участники отметили, что в случаях активного взаимодействия между заинтересованными сторонами, управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями и расчётными центрами, процесс перехода на прямые договоры имеет положительную динамику.
Однако есть ряд моментов, которые осложняют переход, например, есть вопросы по организации расчётов в некоторых ресурсоснабжающих организациях, такие расходы просто не заложены в тариф, возникают проблемы с наличием данных для расчёта, отсутствуют методики перерасчёта платежей в связи с нарушением качества услуг, в некоторых регионах ресурсоснабжающие организации саботируют процесс перехода на прямые договора, т.к. им проще получить единый платеж, чем взаимодействовать с каждым жителем в отдельности, имеются проблемы в процессе учёта и оплаты общедомовых нужд со стороны собственников нежилых помещений.
Рассмотрена информация по вопросам об изменениях в отрасли вывоза и утилизации отходов. Прежде всего, в ближайшее время заработает система заключения договоров по обращению с отходами с единым региональным оператором. Что может иметь как положительный эффект, если приходит крупная компания, которая готова инвестировать, так и отрицательный, т.к. одна компания оператор – это монополист со всеми вытекающими проблемами. Отмечена важность вопроса раздельного сбора мусора, перспективность направления переработки мусора. Рассмотрены конкретные примеры и проблемы вывоза и утилизации отходов в разных регионах и городах.
В информационном аспекте рассмотрен вопрос о переходе на новый метод «альтернативной котельной». В качестве примера рассмотрен г. Рубцовск, где запущен данный проект. Отмечена нецелесообразность разработки законопроекта, который в жесткой форме подразумевает контроль и ограничения для частных инвестиций. Также высказана максимальная озабоченность по законопроекту о введении публичного управления, поскольку его принятие может повлечь перехват управления компаниями и практически узаконить рейдерский захват.
По вопросу о дополнительных возможностях предприятий, занимающихся установкой дополнительного оборудования (видео, домофоны и т.п.), в связи с переходом на прямые договоры заслушан представитель Санкт-Петербурга из профильной структуры. Представлена информация о перспективах развития данного сектора ЖКХ, это уже не только домофон и видеонаблюдение, это новейшие сервисы для собственников и компаний, удаленный вход, автоматическая передача показаний приборов учёта, сбор информации по безопасности для МЧС, МВД и другие дополнительные функции.
Отмечено, что инвестиции в этой сфере частные, поэтому остро стоит вопрос для инвесторов по гарантиям на оборудование и самим инвестициям.