en

Новости

Национальное агентство контроля сварки — надежный страж технологического суверенитета страны

Модернизация экономики в условиях современных геополитических вызовов требует не только новейших научных исследований и разработки новых технологий, но и сохранения знаний и опыта, почерпнутых в области уникальных практик и связанных с ними профессиональных навыков, например, сварочного производства. От качества сварочных работ зависит безаварийность трубопроводов, надежность мостов, строительных и других важных объектов, но, к сожалению, квалифицированных сварщиков, специалистов и компетентных организаций не хватает. Как можно изменить ситуацию, поможет ли в этом усовершенствование государственного регулирования контроля за сварочным производством — об этом корреспондент издания беседует с членом Национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям, членом Президиума Ассоциации "НП "ОПОРА", академиком РАН Николаем Алешиным.


Николай Павлович, в ноябре 2022 года исполнилось 30 лет основанной вами организации НАКС. Как она возникла?

Николай Алешин: Многие ошибочно полагают, что Национальное агентство контроля сварки (НАКС) создано частными лицами. На самом деле инициатива возрождения действовавшего в СССР с 1949 года механизма регулирования принадлежит государству. НАКС создан согласованным решением Президиума РАН, органов государственного надзора, министерств и ведомств страны для восстановления государственного регулирования в сфере сварочного производства.

Чем было обусловлено такое решение?

Николай Алешин: Резким ростом количества аварий на промышленных объектах в середине 90-х, в том числе из-за некачественной сварки. Всё потому, что в СССР аттестацию сварки проводили государственные комиссии на государственных предприятиях, а капитализм сделал их частными и заставил экономить. Под "нож" попали медицинское обслуживание и обучение работников, содержание детских садов и санаториев и многое другое, в том числе качественная аттестация сварщиков. Частные предприятия без контроля со стороны государства сами себе выписывали документы об аттестации. Как можно было доверять результатам такой аттестации? Потому госорганы и приняли это решение. Образцом послужила европейская система.

Значит, НАКС - это копия европейской системы?

Николай Алешин: Нет. Изучая документы европейской системы, мы поняли, что полный ее аналог в России невозможен. Потребовалась адаптация европейских подходов к российским реалиям. На создание российской системы ушло более пяти лет. В 2000-х стали работать первые аттестационные центры, аварийность на объектах страны постепенно пошла на убыль и к середине нулевых снизилась до приемлемых показателей.

А сейчас, через 30 лет работы, система так же эффективна?

Николай Алешин: За последние 10-15 лет я не припомню резонансных аварий, виновником которых был бы признан аттестованный сварщик или аттестованная организация. В этом имеется и наша заслуга. За 30 лет мы создали ассоциацию, которая по праву может служить примером взаимодействия государства и бизнеса.

Николай Павлович, а что представляет из себя НАКС сегодня?

Николай Алешин: Сегодня НАКС объединяет свыше 100 аттестационных центров, расположенных в 67 субъектах РФ, а также в основных странах исхода трудовых мигрантов: Казахстан, Индия, Китай, Узбекистан, Беларусь, Турция. Отбор квалифицированных сварщиков и специалистов преимущественно проводится до их въезда на территорию РФ, что в современных реалиях крайне важно: страна испытывает дефицит в качественных трудовых ресурсах, а не в "джентльменах удачи".

С 2007 года мы являемся базовой структурой профильного технического комитета по стандартизации ТК 364 "Сварка и родственные процессы" Росстандарта и за 15 лет сумели ликвидировать основные пробелы в нормативной базе.

В 2014 году Национальный совет при президенте РФ по профессиональным квалификациям наделил НАКС полномочиями Совета по профессиональным квалификациям в области сварки. Во взаимодействии с Минтрудом России и Минобрнауки России в кратчайшие сроки была подготовлена методологическая база, по всей стране начали действовать центры оценки квалификации. Задача, поставленная главой государства, была успешно решена.

Вводятся действенные инструменты контроля и ответственности: механизм мониторинга деятельности, субсидиарная ответственность, процедура подтверждения статуса организации, допущенной к аттестации сварочного производства

Раз уж вы затронули тему квалификации кадров, как оцениваете общий уровень квалификации персонала в области сварки?

Николай Алешин: Советская система профессионального среднего и высшего технического образования в процессе реформирования была попросту разрушена, во многих ведущих технических вузах страны закрылись профильные кафедры по сварке, студенты перестали получать необходимую производственную практику. В итоге мы часто видим сварщиков и специалистов, которым недостает ни знаний, ни навыков. А ведь без молодых сварщиков и инженеров страна окажется перед риском утраты технологического суверенитета. Мы должны сделать всё, чтобы этого не допустить.

И что вы предлагаете?

Николай Алешин: НАКС уже сумел объединить более 7000 профессионалов сварки, среди которых два академика РАН, свыше 150 докторов наук и более 250 кандидатов наук. Мы проводим обучающие семинары, совместно с 36 техническими университетами и 11 ведущими научно-исследовательскими центрами России участвуем в научно-исследовательских работах, в тесной связи с производственниками внедряем инновационные технологии.

В 2015 году мы создали Межотраслевой высокотехнологический центр НАКС, благодаря которому уже несколько тысяч специалистов сварочного дела получили необходимые навыки и знания. В 2021 году, видя деградацию действующей системы аттестации в области неразрушающего контроля, по поручению Российского общества по неразрушающему контролю и технической диагностике мы создали качественно новую систему, чтобы не упустить ситуацию в неразрушающем контроле, как это случилось в 90-х со сварщиками.

Мы не предлагаем, мы делаем! Не просто так эмблема НАКС долгие годы является для бизнеса и госорганов знаком качества сварочного оборудования и материалов, квалификации персонала, компетентности предприятий и организаций.

Три десятилетия — большой срок. Наверняка пришлось решать немало проблем...

Николай Алешин: Как и в любой деятельности. Многие проблемы носили скорее технический характер и решались в рабочем порядке. За исключением, может быть, последствий реализации механизма "регуляторной гильотины", нацеленного на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Тогда множество действующих и важных систем государственного надзора вдруг оказались вне закона. В том числе и регулирование сварки. К счастью, в результате дополнительного анализа ситуации последующими постановлениями правительства РФ регулирование в сварке было восстановлено.

То есть за аттестацию сварки можно не беспокоиться?

Николай Алешин: Вопрос аттестации сварочного производства на опасных производственных объектах уже практически урегулирован благодаря позиции правительства. В соответствии с постановлениями правительства РФ N2354 и 2355 от 30 декабря 2020 года Ростехнадзором был разработан и внесен на рассмотрение в правительство соответствующий законопроект, который, к слову, на стадии обсуждения был поддержан 908 экспертами и 617 промышленными предприятиями России. Правительство одобрило текст законопроекта и внесло его на рассмотрение в Государственную Думу 14 октября 2022 года. Совет Государственной Думы назначил ответственным Комитет по промышленности и торговле. Соисполнителем был назначен Комитет по энергетике.

Состоялось много дискуссий, вопросы звучали самые острые: о барьерах для бизнеса, о возможностях коррупции, о монополии. Конечно, свою роль сыграла сложность обсуждаемой темы и недостаточная квалификация основной массы приглашенных на обсуждение экспертов. И все-таки нам удалось убедить депутатов, что законопроект N213698-8 преследует совсем иные цели.

Какие именно?

Николай Алешин: Во-первых, законопроект не создает монопольное положение, а, наоборот, направлен на конкурсное наделение полномочиями любого профессионального объединения в качестве регулятора аттестации сварочного производства. Впрочем, даже в действующей системе нет признаков монополии, ведь аттестацию выполняет не НАКС, а более сотни конкурирующих между собой независимых юридических лиц, объединившихся в ассоциацию на принципах саморегулирования.

Во-вторых, законопроект не вводит никаких новых механизмов регулирования и уж тем более — дополнительных обременений для бизнеса. По сути обязательные требования, которые сейчас содержатся в ведомственных документах Ростехнадзора, переносятся на уровень федерального закона, как это предусмотрено Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" N247-ФЗ. Причем количество обязательных требований сокращается, а процедуры аттестации упрощаются с учетом многолетнего опыта применения системы.

Наконец, вводятся действенные инструменты контроля и ответственности: механизм мониторинга деятельности, субсидиарная ответственность, процедура подтверждения статуса организации, допущенной к аттестации сварочного производства. То есть ужесточается контроль за теми, кто аттестацию проводит.

Система аттестации сварочного производства постоянно трансформируется с учетом экономической и геополитической ситуации и в настоящий момент требует очередного пересмотра законодательной базы, на которой основано ее функционирование. Не более.

А если предположить, что закон не будет принят? Чего нам тогда ждать? Что будет с НАКСом?

Николай Алешин: Нам нельзя возвращаться на уровень аварийности 90-х годов, особенно с учетом того, какие объемы строительства были реализованы в стране за прошедшие годы. Кроме того, как я уже говорил, НАКС без привлечения бюджетных средств выполняет для государства ряд ответственных функций: Секретариат технического комитета Росстандарта ТК 364, Совет по профессиональным квалификациям в области сварки и многое другое. Государству так или иначе нужен исполнитель для этих "общественных нагрузок". Вдобавок НАКС участвует в организации трудовой миграции высококвалифицированных специалистов в области сварки. Научные исследования, разработки новых технологий... Важно, чтобы государство не утратило высококвалифицированный и высокотехнологичный кластер, который за все время существования ничего у государства не просил, а просто приносил стране пользу.

Мы знаем, что большинству депутатов свойственно истинно государственное мышление и они осознают важность регулирования ответственных сварочных работ, поэтому принятие законопроекта и для нас, и для них — естественный ход событий, развитие, движение вперед.

Иными словами, вы уверены, что государственное регулирование в области ответственных сварочных работ будет сохранено?

Николай Алешин: Безусловно.

Источник: "Российская газета"

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»