«ОПОРА РОССИИ» предлагает оптимизировать продажу древесины в рамках полномочий Росимущества
«ОПОРА РОССИИ» предложила правительству изменить порядок оборота древесины, получаемой в качестве побочного продукта при добыче полезных ископаемых и строительстве инфраструктуры. Это следует из письма Президента «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Калинина на имя Вице-премьера Виктории Абрамченко от 6 марта, с которым ознакомились «Ведомости». Представитель Абрамченко подтвердила получение, отметив, что оно будет направлено в профильные ведомства для рассмотрения.
Документ содержит целый ряд предложений по поддержке лесопромышленного комплекса (ЛПК), подавляющая часть из которых в том или ином виде уже выносилась в публичное поле.
Впервые организация подняла проблему неэффективной монетизации древесины, полученной в ходе проведения геологоразведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ и других гидротехнических сооружений, строительства и эксплуатации линейных объектов и проч. Продажа такого сырья регулируется ст. 43–46 Лесного кодекса (ЛК) РФ, предписывая его реализацию исключительно через Росимущество.
«Древесина к моменту выставления на соответствующий аукцион теряет свои качественные свойства (что, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на пожарной и санитарной безопасности в лесах), а также подвергается хищениям в связи с отсутствием ответственных лиц за ее сохранность», – пишет Калинин. В результате федеральный бюджет, по его словам, несет потери. Размер потерь в письме не указан.
Для решения проблемы «ОПОРА РОССИИ» предлагает разрешить региональным госучреждениям продавать такую древесину. Председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по лесному комплексу, первый вице-президент ассоциации «Русский лес» Андрей Гончаров пояснил «Ведомостям», что речь идет об учреждениях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ. Это могут быть профильные департаменты правительства региона, ответственные за лесной комплекс.
Такие учреждения с 1 января 2022 г. обязаны продавать древесину, полученную при выполнении госзадания, исключительно на товарной бирже СПбМТСБ. По информации Рослесхоза, которую приводит Гончаров, на бирже зарегистрировано 361 такое учреждение, а в 2023 г. в ходе торгов было продано около 4,5 млн куб. м древесины. Всего на СПбМТСБ в 2023 г. было продано 4,9 млн куб. м леса на сумму более 7 млрд руб., сообщала пресс-служба торговой площадки в январе. Объем торгов вырос на 22,3% по сравнению с 2022 г.
Калинин также предлагает разрешить компаниям, которые добывают полезные ископаемые или строят линейные инфраструктурные объекты (автодороги, ЛЭП, газопроводы и проч.), покупать древесину с этих участков для собственных нужд без торгов, но с условием невозможности ее перепродажи.
В нефтегазовых, угольных, электроэнергетических и лесопромышленных компаниях не ответили на запросы «Ведомостей». Представитель «Вологодских лесопромышленников» лишь подтвердил наличие проблемы с реализацией леса, но отказался от дальнейших разъяснений.
Представитель Росимущества сообщил «Ведомостям», что ведомство ранее прорабатывало инициативу передачи полномочий по продаже древесины в рамках ст. 43–46 ЛК на уровень регионов, но она «не получила повсеместной поддержки». По его словам, теперь обсуждается возможность разрешить продажу древесины тем компаниям, которые осуществляют работы по рубке леса. Инициатива «ОПОРЫ РОССИИ», по словам представителя Росимущества, требует оценки Минфина, поскольку может сократить доходную часть федерального бюджета. Представитель Минфина заявил, что в министерство предложения организации не поступали.
Представитель Минприроды заявил, что министерство концептуально поддерживает создание механизма, позволяющего продавать древесину компаниям при заключении договоров аренды лесных участков. По его словам, не поставленное для продажи на бирже сырье зачастую остается в лесополосе. Последствия – ухудшение санитарного состояния лесов, рост пожарной опасности и потери бюджета. В поддержку предложенного механизма реализации древесины также выступают в ХМАО. Представитель департамента недропользования и природных ресурсов правительства региона пояснил «Ведомостям», что процедура продажи древесины через биржу может занимать до года из-за сезонности заготовки и сложностей с вывозом, за это время сырье «теряет товарные свойства». В других регионах из топ-5 по доходам от использования лесов на запросы не ответили.
По оценке Минприроды, в 2023 г. было заготовлено 6 млн куб. м древесины, продажей которой должно заниматься Росимущество.
Рослесинфорг регистрирует объем древесины, полученной компаниями, при прокладывании линейных объектов – газо- и нефтепроводов, ЛЭП и др. В 2023 г. на них пришлось 11,7 млн куб. м заготовленной древесины, уточнили в организации. Там также напомнили, что в конце 2023 г. вступило в силу постановление правительства о бесплатной передаче древесины с объектов строительства инфраструктуры для нужд Минобороны и продаже через Росимущество только в случае отказа со стороны этого министерства.
В 2022 г. объем древесины, оборот которой регулируется ст. 43–46 ЛК РФ, составил около 10 млн куб. м, или около 5% всего срубленного в России леса, подсчитал независимый эксперт по ЛПК Константин Агапов. Из этих 10 млн куб. м около половины было заготовлено в Сибирском федеральном округе, в основном в хвойных лесах, уточняет эксперт. «Если использовать пессимистические оценки из-за низкой товарности такой древесины, выручка от реализации могла составить 3–6 млрд руб.», – оценил эксперт.
Партнер Strategy Partners Павел Билибин добавляет, что на аукционы Росимущества попадает более половины древесины, которая образуется в качестве побочного продукта хоздеятельности. Но из-за низкого качества заготовленного леса и других факторов непроданными, по его оценкам, остаются 2–2,5 млн куб. м древесины ежегодно, а бюджет недополучает 0,5–1 млрд руб. Это небольшие деньги, но передача полномочий по продаже древесины на уровень регионов позитивно скажется на упорядочении и ускорении оборота такого леса.
Источник: Ведомости
Фото: Freepik