en

Новости

25 Июля 2024

Новый федпроект по поддержке малого и среднего бизнеса оценили в 600 млрд рублей

Власти сформировали предварительные параметры федерального проекта «Малое и среднее предпринимательство» на 2025–2030 гг., который станет частью нового нацпроекта по экономике. В базовом (максимальном с точки зрения затрат) варианте Минэк предлагает выделить из федерального бюджета на поддержку МСП 648 млрд руб., в консервативном (минимальном) – в три раза меньше – 228 млрд руб., следует из материалов, которые были представлены на стратегической сессии в правительстве (есть у «Ведомостей»). Из региональных бюджетов планируется направить на реализацию федпроекта 28 млрд руб. – в максимальном и 11,5 млрд руб. – в минимальном сценарии. Из внебюджетных источников власти хотят привлечь 24 млрд и 21 млрд руб. соответственно.


По итогам последних обсуждений в Минэкономразвития и правительстве сумму в базовом варианте предложено немного сократить, сообщил источник, близкий к правительству. Примерно на 30 млрд руб. до 620 млрд руб. Представитель Минэка подтвердил, что сейчас формируется структура федерального проекта, его параметры, включая ресурсное обеспечение. По его словам, министерство подготовило «различные сценарии, которые с учетом текущих бюджетных параметров прорабатываются с Минфином».

Финансовые меры Из материалов следует, что самым дорогим мероприятием федпроекта станет льготное кредитование – на него из федерального бюджета за шесть лет предлагается выделить 371 млрд руб. в базовом варианте. В консервативном сценарии на эти цели может быть направлено вдвое меньше – 147,5 млрд руб. Сейчас для МСП доступна комбинированная программа льготного инвестиционного кредитования (совмещает «1764» и программу стимулирования кредитования Банка России) – ставка по ней составляет 9% для малых предприятий и 7,5% для средних. Власти продлили ее до 2030 г. Также действует программа стимулирования кредитования Банка России и Корпорации МСП (КМСП) – ставка не превышает уровень ключевой, увеличенной на 3% для среднего бизнеса и на 4% для малого. Зонтичные поручительства КМСП обойдутся федеральному бюджету в базовом варианте в 33 млрд руб. за шесть лет, а в консервативном – в 8 млрд руб., следует из материалов. Они выдаются КМСП компаниям в приоритетных отраслях. В действующем нацпроекте на эти цели было выделено 33 млрд руб. в период 2019–2024 гг., что позволило МСП привлечь кредиты на общую сумму 1,5 трлн руб., следует из презентации.

В максимальном варианте Минэк предлагает продлить еще несколько финансовых мер поддержки МСП, которые действуют и сейчас. В частности, это предоставление финансирования МСП под поручительство региональных гарантийных организаций (РГО) – на эти цели предлагается выделить 10 млрд руб. из федерального бюджета. На льготное финансирование за счет государственных МФО Минэк просит направить 8,6 млрд руб., на привлечение инвестиций для растущих субъектов МСП с использованием биржевых и альтернативных инструментов – 8 млрд руб. На комплексную поддержку МСП+ (новая категория предприятий, выросших из рамок малого и среднего бизнеса), которая будет включать в себя льготные инвесткредиты и зонтичные поручительства МСП, планируется направить 12 млрд руб. Также предполагается предоставлять гранты молодым предпринимателям и социальным организациям – на это потребует 24,5 млрд руб. из федерального бюджета. Еще 47 млрд руб. должны быть выделены на гранты «Агростартап» (программа развития сельского хозяйства) в 2025–2030 гг.

Поддержка экспорта и другие меры

В федеральный проект планируется включить также ряд мероприятий по поддержке поставок МСП на внешние рынки. В частности, центры поддержки экспорта (структура Российского экспортного центра) окажут поддержку для заключения контрактов по поставкам продукции за рубеж – это потребует из бюджета 31,5 млрд руб. в базовом и консервативном сценарии. Если в 2019–2024 гг. такая мера была предоставлена почти 16 000 субъектов МСП, то в 2025–2030 гг. ее охват планируется расширить почти вдвое – до 31 000 компаний. Власти намерены также оказать помощь гражданам, желающим начать свой бизнес, – это в том числе образовательные, консультационные и маркетинговые услуги, помощь в выходе в маркетплейсы. На эти цели предлагается выделить 28 млрд руб. в течение шести следующих лет в базовом и 9 млрд руб. – в консервативном сценарии. Охватить планируется 3,1 млн человек.

На создание бизнес-парков, промышленных и технопарков в 2025–2030 гг. предлагается выделить 30 млрд руб. в обоих сценариях, следует из материалов. Всего предполагается построить 100 новых объектов (это в том числе складские и промышленные помещения, офисы и лаборатории). Около 1 млрд руб. из бюджета предлагается выделить на расширение эксперимента по применению автоматической упрощенной системы налогообложения (АУСН). Предполагается, что несколько мероприятий будут «бесплатными» для федерального бюджета. В частности, это расширение каналов сбыта и обеспечение спроса на продукцию субъектов МСП за счет крупнейших госкомпаний (квота на закупки компаний с госучастием у малого и среднего бизнеса). Если в 2019–2023 гг. у МСП госкомпаниями было закуплено продукции на 30 трлн руб., за 2025–2030 гг. эту сумму планируется увеличить до 54,5 трлн руб. Также планируется предоставлять услуги и сервисы на Цифровой платформе МСП.РФ предпринимателям и гражданам, желающим начать бизнес.

Цели федпроекта

Цели проекта увязаны с майским указом президента. Верхнеуровневым показателем проекта будет рост дохода на одного работника субъекта МСП в 1,2 раза выше, чем рост ВВП, следует из материалов. В базовом варианте – это увеличение на 19,8% к 2030 г. по сравнению с 2023 г. В консервативном – на 10,1%.

Также запланировано увеличение доли субъектов МСП, перешедших в следующую категорию (из микро- в малые, из малых в средние, из средних в МСП+). В максимальном сценарии это рост на 5% накопленным итогом с 2025 г., а в минимальном – на 3%. Кроме того, власти собираются увеличить число предоставленных услуг субъектам МСП и гражданам, планирующим начать предпринимательскую деятельность. Показатель эффективности в базовом сценарии предлагается установить на уровне 6,3 млн услуг, в консервативном – 3,5 млн. Также KPI планируется закрепить по объему экспорта товаров и услуг тех субъектов МСП, которые заключили экспортные контракты. Он будет установлен только в случае реализации максимального варианта – $9,2 млрд за 2025–2030 гг. Еще один показатель касается совокупного коэффициента «рождаемости» субъектов МСП (ежегодно созданные предприятия по отношению к действующим субъектам). Его планируется увеличить в базовом варианте до 19% к 2030 г., в консервативном – до 17,7%. В 2023 г. параметр был на уровне 17,2%. Кроме того, ожидаемую «продолжительности жизни» вновь созданных субъектов МСП хотят увеличить до 13 лет в максимальном сценарии и сохранить на текущем уровне (11 лет) в консервативном.

Министр экономического развития Максим Решетников на стратегической сессии по теме нового нацпроекта в конце июня говорил, что финансовую поддержку МСП необходимо таргетировать на приоритетных отраслях экономики. К числу таких отраслей министр отнес обрабатывающую промышленность, IT, инжиниринговые центры, малые технологические компании, туризм. Это отрасли, ориентированные на обеспечение растущего внутреннего спроса, говорил Решетников.

Рекордные показатели

Число субъектов МСП и индивидуальных предпринимателей в России составляет около 6,5 млн человек, количество занятых в этом секторе достигло 25 млн человек, опережая прогнозные показатели, напомнил заместитель генерального директора ЦСР Марат Фаттахов. По итогам 2022 г. доля МСП в валовом региональном продукте превысила 25% почти в 50 регионах России. Меры поддержки, в том числе льготные программы кредитования, помогли сектору МСП добиться рекордных показателей развития, считает он. Сокращение финансирования на поддержку МСП может привести к тому, что цели, поставленные президентом, не будут выполнены, считает Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин. В частности, для бизнеса очень важны действующие льготные программы кредитования и важно сохранить их темпы выдач, добавил он. Действующий нацпроект по развитию МСП оказал существенную поддержку малым и средним предприятиям, а выполненные KPI говорят об эффективности этих расходов, поэтому важно «держать планку», указал Калинин.

В новых условиях перед малым и средним бизнесом стоит задача повышения производительности и операционной эффективности, отмечает Фаттахов. Для этого бизнесу в том числе нужно решать задачи масштабирования роста, кратно повышать выручку и обороты. При этом вызывает вопросы ключевой показатель эффективности федерального проекта, указывает Калинин. В частности, не уточняется, как будет считаться рост доходов на одного работника МСП. Например, будет ли учитываться доход индивидуального предпринимателя и зарплата собственника предприятия.

Источник: Ведомости

Фото: Freepik

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»