Лицензии и разрешения пропишутся на госуслугах
Эксперимент по упрощенной выдаче лицензий и разрешений признан эффективным — Белый дом предлагает вписать его в закон на постоянной основе. Законопроект уже подготовлен Минэкономики (есть у “Ъ”) — он вносит поправки в 61 закон о лицензировании и разрешительных режимах. Бизнес положительно оценивает перевод госуслуг по выдаче разрешений и лицензий в электронную форму. Вместе с тем предприниматели рассчитывают на расширение эксперимента, а также отмечают неполноту и несовершенство электронного документооборота с государством — при удобстве обращения в госорганы подготовкой документации, необходимой для получения лицензий и разрешений, зачастую приходится заниматься на бумаге.
Минэкономики разработало законопроект (есть у “Ъ”), превращающий экспериментальный режим по упрощенной выдаче лицензий и разрешений в постоянно действующую норму закона. «Пилотирование» нового лицензионно-разрешительного порядка завершится 31 декабря 2024 года, законопроект же Минэкономики должен стать законом до 1 сентября 2024 года и изменить весь массив законов о лицензиях и разрешениях.
Эксперимент по упрощению лицензионно-разрешительной деятельности, запущенный летом 2021 года под кураторством вице-премьера, главы аппарата Белого дома Дмитрия Григоренко, «вырос» из контрольно-надзорной реформы и опыта применения «регуляторной гильотины». Первый его этап завершился 1 сентября 2023 года, сейчас развернут второй (см. “Ъ” от 12 декабря 2023 года). Вывод получения лицензий и разрешений на портал госуслуг и сокращение избыточных требований к претендентам признаны успешными — а продление эксперимента до конца 2024 года вызвано необходимостью закрепления решений по сокращению сроков выдачи разрешений и количества документов, требуемых для их получения, в действующем нормативном регулировании.
«Во время эксперимента для возможности выдачи разрешений в упрощенном варианте действуют временные порядки (оптимизированные стандарты), которые при завершении эксперимента теряют свою силу. Поэтому важно внести изменения в законы до конца 2024 года»,— пояснили “Ъ” в аппарате Дмитрия Григоренко.
Всего с начала эксперимента и до конца 2023 года оптимизирована процедура получения 426 разрешений, в том числе 51 лицензии. Средний срок лицензирования сокращен втрое, с 45 до 15 дней, а среднее количество требуемых документов — вдвое, с 10 до 5. В разрешительной сфере сроки сократились с 43 до 23 дней, а среднее число необходимых для получения разрешения документов — с 8 до 5. В эксперименте участвовали 43 федеральных ведомства и две госкорпорации, рассказали в Минэкономики, попутно ведомство оптимизировало и спектр предоставляемых госуслуг: 13 разрешительных режимов и требование 1693 документов были отменены, четыре разрешительных режима переведены на уведомительный порядок.
«Законопроект… вносит изменения в 61 федеральный закон, затрагивает 426 разрешительных режимов. В результате ускорения выдачи лицензий и сокращения числа документов, которые необходимы для получения разрешений, мы снизим административную нагрузку на бизнес, избавим его от излишней бюрократии»,— заявил “Ъ” статс-секретарь, замглавы Минэкономики Алексей Херсонцев.
Получение разрешений (лицензий) через «одно окно» на портале Госуслуг удобно, отмечает Заместитель Исполнительного директора «ОПОРЫ РОССИИ» по правовым вопросам и экспертизе Иван Ефременков, выражая надежду, что режим распространится и на региональные и муниципальные разрешения и лицензии. В «Деловой России» также называют новации прогрессивным шагом — однако отмечают, что сохраняются сложности, обусловленные сбоями в работе программ, а цифровизация самого процесса обращения за разрешением или лицензией далеко не везде выходит за его периметр — и в итоге значительная часть работы остается бумажной. По словам ответственного секретаря Экспертного центра организации по контрольно-надзорной деятельности Дениса Домашнева, «ряд услуг связан с подготовкой большого числа предварительных документов, заключений, экспертиз — их тома могут насчитывать сотни и тысячи страниц, отсканировать и загрузить которые на ЕПГУ практически невозможно». «Таким образом, с одной стороны, бизнес получил возможность подачи заявки и получения услуги на ЕПГУ, но с другой — основная часть процедуры, например, рассмотрение материалов на бумаге, проведение экспертиз, внесение правок в документацию для устранения замечаний, проводится по старинке»,— говорит он.
Источник, фото: Коммерсантъ