Банки будут чаще блокировать сомнительные переводы и возвращать похищенные мошенниками деньги
С 25 июля начинает работать механизм, позволяющий вернуть украденные аферистами деньги. Это удастся сделать, если банковская защита не сработала и средства ушли на мошеннический счет, который числится в специальной базе данных Банка России. Также с 25 июля вступают в силу и новые признаки для блокировки сомнительных переводов. Предпринимателем важно учитывать в работе новые критерии, так как неожиданная блокировка операции может вызвать сложности в расчетах с поставщиками и контрагентами. Об этом эксперты «ОПОРЫ РОССИИ» сообщали в выпуске аналитического вестника Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства. В статье рассказываем, на каких основаниях перевод могут заблокировать на два дня и при каких условиях жертвам злоумышленников вернут деньги.
Мошенники регулярно придумываю новые схемы, как украсть деньги, но и банки совершенствуют свою защиту. Кредитные организации будут чаще информировать клиентов о рисках переводов без добровольного согласия и оформления кредитов под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием. До 25 июля Банк России рекомендовал кредитным организациям разработать сценарии для бесед сотрудников с клиентами при возникновении подозрений, что человек находится под влиянием мошенников и может лишиться денег.
Также усилят и дистанционный контроль за денежными переводами. Банк России в два раза расширил перечень признаков мошеннических операций.
Когда банки заподозрят подвох?
Теперь кредитные организации будут руководствоваться шестью критериями для предотвращения переводов злоумышленникам. Как и раньше, операции приостановят, если:
- получатель денег числится в базе данных Банка России о мошеннических счетах;
- устройство, с которого совершают перевод, ранее уже использовали мошенники, и информация об этом есть в базе данных Банка России;
- параметры и объем проводимой операции не соответствуют обычным операциям клиента.
С 25 июля действуют еще три новых признака. Операции также приостановят, если:
- о признаках мошеннического перевода банку стало известно от сторонних организаций. Например, сотовые операторы зафиксировали у клиента подозрительную телефонную активность, большой поток СМС-сообщений с новых номеров и сообщений в мессенджерах;
- перевод совершается на счет, который ранее антифрод-системы банков уже признали как мошеннический. Даже если пострадавшие клиенты не сообщали об обмане и счета злоумышленников остались только в собственной базе кредитной организации;
- против получателя денежных средств возбуждено уголовное дело. Зачисление средств на счет приостановят, даже если сам клиент или другое заинтересованное лицо предоставят доказательства этого факта.
Как будут препятствовать мошенникам?
В операции откажут, если банк выявит подозрительный перевод с применением платежной карты, а также в случаях перевода электронных денежных средств или перевода по СБП. Клиенту объяснят, при каких условиях он сможет совершить операцию повторно. Для остальных переводов будет действовать 2-дневный период «охлаждения». В таком случае подтвердить операцию предстоит не позднее следующего дня.
Если у кредитной организации в отношении конкретной операции есть информация из антифрод-базы Банка России, а клиент настаивает на проведении платежа, то в этой ситуации также вводится 2-дневный период «охлаждения». Только когда он закончится, операцию разрешат провести повторно.
Когда вернут украденные деньги?
Если у кредитной организации будет информация из антифрод-базы Банка России, но подозрительный перевод проведут сразу, то клиенту должны будут возместить украденные мошенниками деньги. Банку дают для этого срок 30 дней после получения заявления.
Также 30-дневный срок возврата денег применяется, если банк не сообщил клиенту об операции, и ее совершили без добровольного согласия клиента.
Фото: Freepik