В Booking.com бронируют налоги. Владельцы отелей оптимизируют бухгалтерию
Через «ОПОРУ РОССИИ» отельеры просят Федеральную налоговую службу (ФНС) усовершенствовать порядок налогообложения при пользовании услугами иностранных организаций. Сейчас им не удается убедить инспекции, что выплаты Booking.com — расходы, а это приводит к росту налогов. С аналогичной проблемой сталкиваются разработчики мобильных приложений.
«ОПОРА РОССИИ» обратилась к главе ФНС Даниилу Егорову с просьбой проработать вопрос о совершенствовании порядка налогообложения операций по оказанию иностранными организациями электронных услуг в РФ. Копия письма есть у «Ъ».
Поводом для письма в ФНС стали поступающие в «ОПОРУ РОССИИ» обращения отельеров относительно работы с Booking.com. Президент Ассоциации отелей Казани и Татарстана Гульнара Сафина поясняет, что сейчас отельеры ежемесячно платят сервису за совершенные через него бронирования (размер комиссии участники рынка оценивают в 15–35%). В эту же сумму, по словам госпожи Сафиной, включается НДС за эти услуги. До 2019 года системы бронирования платили налог сама, с тех пор стали включать средства в счет. Это связано со вступлением в силу закона о «налоге на Google», обязывающего иностранные компании платить НДС за услуги, оказанные российским налоговым резидентам, поясняет она. Руководствуясь этими нормами Booking.com стала самостоятельно платить налоги за физических лиц, а с 2019 года — за юридических.
Но отразить эти выплаты в расходах в бухгалтерской отчетности отельеры не могут.
По словам госпожи Сафиной, Booking.com предоставляет отелю только счет и акт, что по российскому законодательству недостаточно.
Бизнес пытался решить проблему через прямые переговоры с компанией, но там пояснили, что используют стандартные голландские формы, переведенные на национальные языки, рассказывает она. По оценкам Вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ» Алексея Кожевникова, расходы на оплату комиссионного вознаграждения Booking.com и НДС доходят до 25% от оборота небольшого отеля: «В условиях кризиса это помогло бы сэкономить существенную сумму».
Для решения проблемы «ОПОРА РОССИИ» предлагает ФНС внедрить унифицированный подход, при котором в налоговый орган будет достаточно предоставить договор или расчетный документ с иностранным контрагентом, где будет выделена сумма налога, ИНН и КПП организации, и документ о перечислении оплаты, включая НДС. Сейчас налоговые органы требуют предоставления счетов-фактур, обязанности оформлять которые у иностранных организаций нет. Юрист Forward Legal Федор Закабуня отмечает, что предложенные инициативы в целом позволят компаниям отнести НДС к расходам. В ФНС на вопросы “Ъ” не ответили. В самой Booking.com заявили, что следят за развитием налогового регулирования в РФ и делают все, чтобы соблюдать установленные требования.
Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян говорит, что с проблемой учета НДС в качестве расхода из-за «налога на Google» сталкивается не только гостиничный бизнес.
Аналогичные сложности есть у разработчиков, сотрудничающих с магазинами приложений: они самостоятельно списывают комиссию, включающую налог, доказать оплату которого налоговой невозможно»,— поясняет господин Казарян.
«ОПОРА РОССИИ» также обратила внимание ФНС на отсутствие данных о юрлице системы бронирований Booking.com B.V. в реестре иностранных компаний. По словам Алексея Кожевникова, в полученных отельерами актах есть КПП и ИНН, выданные ООО «Букинг.ком Б.В.» — российской структуре, ликвидированной в 2008 году, из-за чего налоговая может не принять документы от отельеров.
Обращение в ФНС — не единственное противостояние «ОПОРЫ РОССИИ» с Booking.com. На основании жалобы организации Федеральная антимонопольная служба (ФАС) 21 декабря решила, что система злоупотребляет доминирующим положением, навязывая невыгодные условия по соблюдению паритета цен («гарантия лучшей цены»). ФАС выдаст компании предписание о прекращении нарушений. В Booking.com заявили, что разочарованы решением: установление паритета цен там считают справедливым, так как присутствие на платформе обеспечивает отелям продвижение.
Источник: Коммерсант