Наставничество в предпринимательстве — эксперты о необходимости и эффективности менторства в России
В последний день ПМЭФ-2022 состоялся Международный молодежный экономический форум, в рамках которого прошла одна из параллельных сессий «Система наставничества в предпринимательстве. Школа—вуз—стартап». Участники пытались найти ответы на вопросы: что такое наставничество, есть ли системный подход к этому виду деятельности и можно ли говорить о наставничестве как об одном из ключевых драйверов развития предпринимательства. Модерировал мероприятие Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Эдуард Омаров.
Участники начали сессию с определения понятия «наставничество». По мнению руководителя управления по работе с академическими организациями Российского общества «Знание» Артема Потапова, наставником можно считать человека, создающего для своих подопечных среду, которая стимулирует его развиваться.
«Для Российского общества "Знания" задача — в экономическом и бизнес-просвещении молодежи. Нужно доносить базовые знания о предпринимательстве, чтобы со своими идеями приходить к наставнику», — отметил Потапов.
Основатель и руководитель учебно-тренингового центра Bovacentre Ирина Бова согласилась с предыдущем спикером, отметив, что наставничество — двигатель в предпринимательстве. Однако добавила, что ценно, когда наставник есть на первоначальных этапах, в период становления потенциального предпринимателя, и подсказывает, какие компетенции и навыки необходимо преумножить, знает, в каком объеме их добавить.
В свою очередь, Генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева подчеркнула, что наставничество играет большую роль в предпринимательстве особенно сейчас, когда, согласно исследованию центра, с возрастом интерес к этому виду деятельности падает. Так, по данным НАФИ, в 10-13 лет 53% девочек хотят попробовать себя в бизнесе и 85% мальчиков; в 14-18 лет — 49% и 50%; среди взрослых этот показатель намного ниже — 24% и 36%.
Спикер также добавила, что именно в студенческой аудитории ярко выраженный интерес к бизнесу: каждый третий хочет реализовывать свои бизнес-идеи. По результатам исследования 2% студентов уже ведут предпринимательскую деятельность, 34% хотели бы начать этим заниматься во время учебы в вузе, среди них 50% — студенты точных наук и 43% — общественных (43% юношей и 29% девушек).
Кроме того, был проведен опрос среди состоявшихся предпринимателей. И на вопрос, кем они видят своего наставника, 51% ответили, что это предприниматель с опытом обучения других, 22% — эксперт в узкой теме и 21% — профессиональный преподаватель.
«Наставничество в широком понимании должно учитывать стадию развития бизнес-идеи. Молодежь многого не знает. На старте важно вдохновение, ролевые модели и среда», — сделала вывод спикер.
Директор ФГБУ «Центр содействия молодым специалистам» Алексей Рвачев отметил, что предприниматель — это человек, который находится в постоянном поиске новых возможностей, а наставник — человек, который помогает сделать рывок развития. По мнению спикера, никакое наставничество невозможно без внутреннего запроса потенциального предпринимателя. А запрос может возникнуть только в среде.
Именно образовательные учреждения могут стать такой средой, добавила Гузелия Имаева: «Здесь можно транслировать ролевые модели».
Заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации Александр Ведехин отметил, что вуз наряду с предпринимательским сообществом является ключевым участником экосистемы предпринимательств.
«Как только вуз станет местом, куда состоявшиеся предприниматели стремятся попасть и где предпринимателям рады, то он может быть площадкой для коммуникации и взаимодействия не только для бизнес-, но и других сообществ», — сказал он.
В завершение сессии Эдуард Омаров подвел итог: «Необходимо создавать институты наставничества в средней и высшей школах, в предпринимательстве. В каждой отрасли можно создавать микро-социумы наставников, которые внутри них помогают принимать решения. Также нужно актуализировать их компетенции, систематизировать технологию распознавания и паспортизации таких людей», — заключил спикер, добавив, что наставник — человек, который помогает определиться с верным решением, мастер производственного обучения и коуч, развивающий личностные и профессиональные качества.