ru

Новости

21 Сентября 2020

ФАС России выдала второе предупреждение BOOKING.COM

18 сентября 2020 года ФАС России выдала ООО «Booking.com B.V.» (далее - Booking.com) второе предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. Напомним, что дело в отношении компании было возбуждено на основании обращения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».




Агрегатор навязывал гостиницам, отелям, хостелам и другим средствам размещения условия о необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен, наличия номеров и условий во всех каналах продаж (распространения) гостиничных услуг, содержащихся в соглашениях, заключенных между компанией и условной гостиницей.

К примеру, если отель заключал договор с Booking.com о публикации информации об оказании своих услуг на определенных условиях, то лишался возможности предлагать более выгодные условия на своем сайте или стойке информации. Причем ограничение касалось как цен на проживание, так и наличия, а также видов номеров.

Ведомство пришло к выводу, что таким образом, Booking.com, занимающий доминирующее положение на рынке предоставления услуг агрегаторов информации о гостиницах и других средствах размещения, навязывал заведомо невыгодные условия договора. Из-за этого гостиницы и отели лишались возможности устанавливать цену на свои услуги в различных каналах продаж ниже, чем на Booking.com. Как заключил антимонопольный орган, это могло привести к ущемлению интересов гостиниц, а также к ограничению и устранению конкуренции на рынке предоставления услуг агрегаторов информации о них.

«В долгосрочной перспективе исполнение предупреждения и отмена паритета должны положительно сказаться не только на гостиницах, но и на потребителях гостиничных услуг, а также на других агрегаторах, которые недавно зашли на этот рынок или только собираются это сделать», – отметил заместитель руководителя ФАС России Алексей Доценко.

Предупреждение надлежит исполнить в течение месяца - до 18 октября. Неисполнение предупреждения ФАС России влечет возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

По словам Вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ» Алексея Кожевникова, решение Федеральной антимонопольной службы абсолютно правильное и важное для гостиничной отрасли. В конце 2019 года «ОПОРА РОССИИ» обратилась в ФАС России с заявление о нарушении антимонопольного законодательства в части запрета компанией «Booking.com B.V.» навязывать средствам размещения невыгодные условия договора о соблюдении паритета цен и номеров не только в тех случаях, когда средства размещения реализовывают гостиничные услуги с помощью третьих лиц (посредников), но и в тех случаях, когда средства размещения предлагают и реализовывают гостиничные услуги самостоятельно, с использованием любых (онлайн и офлайн) каналов продаж.

«ФАС России на наше обращение, по так называемому «узкому» паритету цен ответил, что в рамках возбужденного антимонопольного дела проведет дополнительное собственное исследование о влиянии отмены паритета цен и условий для распространения гостиничных услуг через собственные каналы средств размещения (онлайн и офлайн) на состояние конкуренции», - рассказал Алексей Кожевников.

Также «ОПОРА РОССИИ» считает, что при соблюдении «узкого» паритета цен происходит ограничение прав тех потребителей, которые самостоятельно бронируют номера на сайте гостиницы и не знают о платформе Booking.com либо не пользуются ее услугами (например, потребитель знал гостиницу самостоятельно и останавливался там раньше). Однако потребитель вынужден покупать номера на сайте самой гостиницы по цене, которая сформирована с учетом комиссии компании «Booking.com B.V.». То есть потребитель даже не смотрел информацию на платформе Booking.com, но заплатил стоимость, в которую включена комиссия платформы.

Кроме того, Алексей Кожевников отметил, что в дополнение к нашей позиции по «узкому» паритету цен «ОПОРА РОССИИ» представила дополнительные доказательства – документ «Влияние положений об узком паритете цен на онлайн-продажи» – результаты расследования по вопросам процедуры бронирования, проведенного Bundeskartellamt (антимонопольного ведомства Германии).

В представленном исследовании, которое вышло в конце августа 2020 года, подробно рассмотрены последствия «узкого» паритета цен и номеров на территории Германии между компанией «Booking.com B.V.» и гостиницами. Главный вывод исследования гласит о том, что в конечном итоге отмена «узкого» паритета цен принесла пользу для рынка и не навредила рыночному успеху компании «Booking.com B.V.».

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»